Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 по делу n А13-8591/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

09 декабря 2014 года

г. Вологда

    Дело № А13-8591/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 09 декабря 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,

при участии от администрации города Вологды Чекмаревой А.Л. по доверенности от 05.06.2012, от Корепиной Наталии Ивановны Блиновой Г.А. по доверенности от 25.09.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 09 сентября 2014 года по делу № А13-8591/2014 (судья Зрелякова Л.В.),

у с т а н о в и л:

Корепина Наталия Ивановна обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области (место нахождения: 160019, г. Вологда, ул. Лаврова, д. 13, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; далее – Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 35:24:0301001:1185, площадью 2296 кв.м, предназначенного для строительства торгово-бытового комплекса, с местоположением: Вологодская область, город Вологда, улица Строителей, с видом разрешенного использования: объекты розничной торговли, в размере его рыночной стоимости, равной 2 818 110 руб. 40 коп.

Определением суда от 10 июля 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра), Департамент имущественных отношений Вологодской области.

Определением суда от 18 августа 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Вологды (далее - Администрация).

Решением суда от 09 сентября 2014 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Администрация с решением не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт. Податель жалобы считает, что в данном случае какие-либо права и законные интересы истца установленной кадастровой стоимостью не затрагиваются, поскольку право аренды данного земельного участка приобреталось на аукционе, размер арендной платы установлен по результатам данного аукциона и не зависит от кадастровой стоимости. Кроме того не представлены документы, подтверждающие наличие права собственности на здания, строения, сооружения, находящиеся на указанном земельном участке.

Истец в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании  против ее удовлетворения возражали, представили ходатайство об отложении судебного заседания.

Суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Представитель Администрации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Департамент имущественных отношений Вологодской области вопрос об удовлетворении апелляционной жалобы оставил на усмотрение суда.

Ответчик и Департамент имущественных отношений Вологодской области надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, ходатайствовали о рассмотрении жалобы без участия их представителей.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и Департамента имущественных отношений Вологодской области в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Заслушав представителей истца и Администрации, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Администрация (арендодатель) и Корепина Н.И. (арендатор) заключили 31.05.2013 договор аренды № 24-285гс земельного участка с кадастровым номером 35:24:0301001:1185, площадью 2296 кв.м, из земель населенных пунктов, государственная собственность на который не разграничена, предназначенный для строительства торгово-бытового комплекса, с местоположением: Вологодская область, город Вологда, улица Строителей, с видом разрешенного использования «объекты розничной торговли».

В соответствии с приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 № 206, вступившим в силу 18.01.2013, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0301001:1185 составляет 4 558 822 руб. 80 коп. Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 02.06.2012.

Согласно отчету от 12.05.2014 № 13/84 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненному индивидуальным предпринимателем Рогулиной Л.А., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0301001:1185 составляет 2 818 110 руб. 40 коп.

При этом рыночная стоимость земельного участка в данном отчете определена по состоянию на 02.06.2012, то есть на дату, на которую проводилась массовая кадастровая оценка земель.

Положительным экспертным заключением от 26.05.2014 № 851/05/14 некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков «Деловой союз оценщиков» установлено, что отчет № 13/84 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков некоммерческого партнерства «Деловой союз оценщиков».

Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере рыночной стоимости, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал требования законными и обоснованными и удовлетворил иск в полном объеме.

Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно федеральному стандарту оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ) установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», которая была введена Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ, также предусматривает, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»                   (далее - Закон № 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

Из пункта 3 статьи 16 Закона № 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 № 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Согласно представленному истцом в обоснование заявленных требований отчету от 12.05.2014 № 13/84 об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 2296 кв.м, с кадастровым номером 35:24:0301001:1185, выполненному индивидуальным предпринимателем Рогулиной Л.А., рыночная стоимость его составляла 2 818 110 руб. 40 коп.

Оценив указанный отчет в порядке статьи 71 АПК РФ с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющейся в нем информации и статистического анализа информации о рыночной стоимости земельного участка, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что отчет от 12.05.2014 № 13/84 отвечает предъявленным к отчетам оценки требованиям, содержит необходимые реквизиты. Данный факт также подтверждается экспертным заключением от 26.05.2014 № 851/05/14 (т. 1, л. 70-80).

В связи с этим суд первой инстанции установил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 35:24:0301001:1185 в соответствии с данным отчетом.

Доводы Администрации о том, что права истца установленной кадастровой стоимостью не нарушаются, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку им дана надлежащая правовая оценка в суде первой инстанции.

В силу пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

На основании подпункта 2 пункта 1.1 указанной статьи продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Закона Вологодской области от 25.10.2012 № 2882-ОЗ «О порядке определения цены земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области или государственная собственность на которые не разграничена, и порядке оплаты при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках» предусмотрено, что цена земельных участков при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, определяется как выраженный в рублях процент от кадастровой стоимости земельного участка.

В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается также для целей налогообложения.

Как пояснил представитель Корепиной Н.И. в судебном заседании суда первой инстанции, в соответствии с разрешением на строительство от 02.12.2013 № RU35327000-274 завершено строительство торгово-бытового комплекса на спорном земельном участке. Истец может реализовать свое право на выкуп земельного участка под объектом недвижимости по цене, рассчитанной из кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной стоимости земельного участка, только после установления в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. В связи с этим суд считает, что Корепина Н.И. является заинтересованным лицом и имеет право на предъявление настоящего иска.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 09 сентября 2014 года по делу № А13-8591/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Вологды – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

   А.В. Романова

Судьи                                                              

   А.Я. Зайцева

   А.Н. Шадрина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 по делу n А66-6857/2009. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также