Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2014 по делу n А66-4535/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

01 декабря 2014 года

г. Вологда

Дело № А66-4535/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 01 декабря 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу правительства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 11 июля 2014 года по делу № А66-4535/2014 (судья Белова А.Г.),

у с т а н о в и л:

Лебедев Олег Станиславович, индивидуальный предприниматель Массарский Игорь Львович (место нахождения: 170042, Тверская обл., г. Тверь, ул. Горького, д. 93/4, кв. 38; ОГРНИП 309695219600055, ИНН 6952034388044 далее - Предприниматель) обратились в Арбитражный суд Тверской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тверской области (место нахождения: 107078, г. Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1; ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; далее – Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов площадью 2012 кв.м, с кадастровым номером 69:40:0100274:52, по адресу: г. Тверь, Комсомольский проспект, д. 4, корп. 4, равной рыночной стоимости в размере 7 142 000 руб. (с учетом принятых уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, правительство Тверской области.

Решением суда от 11.07.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Установлена кадастровая стоимость земельного участка из земель населенных пунктов площадью 2012 кв.м, с кадастровым номером 69:40:0100274:52, по адресу: Тверская область, г. Тверь, Комсомольский проспект, дом 4, корпус 4, равной рыночной стоимости в размере 7 142 000 руб.

Правительство Тверской области с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:

- правительство Тверской области не заявляло об оценке указанного земельного участка и не уполномочивало других лиц на проведение такой оценки, таким образом истцы не вправе были заключать договор на оценку рыночной стоимости переданного им в аренду земельного участка, поскольку такой договор от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами;

- является сомнительным решение суда о правильности выводов оценщика о размере рыночной стоимости земельного участка, сделанный на основании экспертизы отчета, предметом которой не являлась проверка на подтверждение стоимости объекта.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Правительство Тверской области ходатайствовало о рассмотрении жалобы без участия его представителя. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, истцы арендуют земельный участок с кадастровым номером 69:40:0100274:52, общей площадью 2012 кв.м, расположенный по адресу: г.Тверь, Комсомольский проспект, д. 4, корп. 4.

Постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008 № 503-па утверждены результаты актуализации кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Тверской области, кадастровая стоимость земельного участка составила 37 487 926 руб. 04 коп.

По заданию истцов независимым оценщиком - обществом с ограниченной ответственностью «Альянс-Профи» произведена оценка рыночной стоимости земельного участка. Согласно представленному в материалы дела отчету от 14.03.2014 № 4117з рыночная стоимость земельного участка составила 7 142 000 руб.

Истцы обратились в суд, считая, что несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости влечет нарушение прав истцов, в частности при уплате необоснованно завышенной арендной платы.

Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил иск в полном объеме.

Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ) установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), которая была введена Федеральным законом от 22.07.2010                   № 167-ФЗ, также предусматривает, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»                   (далее - Закон № 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.

Из части 3 статьи 16 Закона № 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом в части 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 № 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Согласно представленному истцом в обоснование заявленных требований отчету от 23.06.2014 № 004/2014/Тверь об оценке, выполненному Общероссийской общественной организацией «Российское общество оценщиков», рыночная стоимость земельного участка общей площадью 2012 кв.м, с кадастровым номером 69:40:0100274:52, составляла 7 142 000 руб. по состоянию на 02.06.2012.

Оценив указанный отчет в порядке статьи 71 АПК РФ с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющейся в нем информации и статистического анализа информации о рыночной стоимости земельного участка, суд пришел к выводу о том, что отчет от 23.06.2014 № 004/2014/Тверь отвечает предъявленным к отчетам оценки требованиям, содержит необходимые реквизиты.

В связи с этим суд установил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:0100274:52 в соответствии с данным отчетом.

Доводы подателя жалобы о том, что правительство Тверской области не заказывало отчет о рыночной стоимости земельного участка, с представленным отчетом не согласно, суд апелляционной отклоняет ввиду следующего.

В соответствии со статьей 9 Закона № 135-ФЗ основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор.

При этом круг заказчиков, которые могут обратиться к оценщику с просьбой о проведении оценки, ни ЗК РФ, ни Законом об оценочной деятельности не ограничен.

По смыслу указанных выше норм рыночная оценка объекта недвижимости может проводиться по заказу любого заинтересованного в этом лица.

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Иного отчета об оценке земельного участка либо иных документов, ставящих под сомнение правильность представленного истцами отчета, Правительство Тверской области не представило.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ при подаче апелляционной жалобы Правительство Тверской области освобождено от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 11 июля 2014 года по делу № А66-4535/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Тверской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.В. Романова

Судьи

А.Я Зайцева

А.Н. Шадрина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2014 по делу n А13-6395/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также