Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2014 по делу n А13-5792/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

01 декабря 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-5792/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 01 декабря 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 августа 2014 года по делу № А13-5792/2014 (судья Коротышев Е.Н.),

 

у с т а н о в и л:

предприниматель Румянцев Станислав Леонидович (место нахождения: 160019, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Проектируемая, д. 4, кв. 6; ОГРНИП 304352536400457, ИНН 352500895392; далее - Предприниматель) обратился в суд с иском к Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области (место нахождения: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Герцена, д. 2; ОГРН 1023500901654, ИНН 3525015806; далее – Департамент финансов), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области, место нахождения: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9. стр.1; ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360; далее - Казначейство) о взыскании 774 488 руб. 41 коп. убытков связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте в июле-сентябре 2012 года.

Определением суда от 08 мая 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды и Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области.

Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчиков 612 823 руб. 65 коп., включающих в себя 427 111 руб. 55 коп. затрат, связанных с проездом областных категорий льготников по единым именным льготным месячным проездным билетам, и 185 712 руб. 10 коп. затрат, связанных с проездом федеральных категорий льготников по единым именным льготным месячным проездным билетам.

Решением суда от 29 августа 2014 года исковые требования удовлетворены. С Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области за счет казны Вологодской области в пользу Предпринимателя взыскано 427 111 руб. 55 коп. затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте, кроме того, 10 633 руб. 10 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской за счет казны Российской Федерации в пользу Предпринимателя взыскано 185 712 руб. 10 коп. затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте, а также 4623 руб. 37 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Кроме того, Предпринимателю возвращено из федерального бюджета государственная пошлина в размере 3 233 руб. 29 коп.

Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области с решением не согласилась и обратилась в суд с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Вологодской области в лице Департамента финансов.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:

- в ходе проверки Департаментом финансов установлено неправильное применение органами местного самоуправления города Вологды положений Порядка определения затрат в части определения долей транспортной работы перевозчиков, участвующих в реализации Закона области от 10.07.2007 № 1704-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области».Указанное нарушение привело к выплате из областного бюджета субвенций в завышенном размере;

- при применении Порядка определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан по единому именному льготному месячному проездному билету, Департамент инфраструктуры города не в полной мере учитывал положения Порядка распределения финансовых средств между организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров по единым именным льготным месячным проездным билетам, (постановление главы города Вологды от 22.08.2008 № 777);

- договор от 01.08.2008 № 29, в соответствии с которым возникла задолженность, заключен между Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды и Предпринимателем. Вологодская область стороной по данному договору не является, следовательно, не может являться ответчиком по настоящему делу.

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области в отзыве поддерживает доводы, изложенные в жалобе, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.

Казначейство в отзыве поддерживает доводы, изложенные в жалобе.

Предприниматель в отзыве на жалобу возражал относительно ее удовлетворения, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.

Департамент градостроительства и  инфраструктуры в отзыве на жалобу протии в ее удовлетворения возражал.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Заслушав объяснения представителя Департамента градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, Департамент городского хозяйства администрации города Вологды (Департамент) и предприниматель (Перевозчик) заключили договор на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте от 01.08.2008 № 29.

В соответствии с пунктом 1.1 договора Перевозчик осуществляет перевозку граждан по единым именным льготным месячным проездным билетам в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2.3 договора, а Департамент возмещает Перевозчику расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте.

В силу пункта 3.1 договора он заключен до 31.12.2008. На основании дополнительного соглашения от 22.01.2009 № 1 срок действия договора продлен до 31.12.2010.

На основании дополнительного соглашения от 22.01.2009 № 1 срок действия договора продлен до 31.12.2009.

На основании дополнительного соглашения от 29.01.2010 срок действия договора продлен до 31.12.2010.

На основании дополнительного соглашения от 12.01.2011 № 5 срок действия договора продлен до 31.12.2011.

На основании дополнительного соглашения от 12.01.2012 № 4 срок действия договора продлен до 31.12.2012.

Предприниматель в период действия договора осуществлял перевозки, расходы за июль - сентябрь 2012 года ему не возмещены.

В претензии от 18.01.2013 № 01 Предприниматель потребовал от Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды оплаты задолженности.

Поскольку претензия оставлена без удовлетворения, то данное обстоятельство явилось поводом для обращения истца в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с судебным актом в обжалуемой части.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Согласно пунктам 16, 18, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.

При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), учитываются положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового осуществления данных полномочий.

Возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 № 56-О в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера, в частности в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов.

В соответствии с Законом от 10.12.2007 № 1704-ОЗ лица, указанные в пунктах 1 - 3 статьи 1 указанного закона, имеют право на приобретение по месту жительства единого именного льготного месячного проездного билета стоимостью 300 рублей для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района).

Лицам, указанным в пунктах 4 - 31 статьи 1 Закона № 1704-ОЗ, предоставляются меры социальной поддержки в рамках обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории области в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами с учетом финансирования расходов на эти цели за счет средств федерального бюджета.

Закон вступил в силу с 01.01.2008 и продолжал свое действие до 01.10.2012, когда был приостановлен.

Согласно статье 4 Закона № 1704-ОЗ порядок предоставления мер социальной поддержки и порядок возмещения транспортным организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, определяется Правительством области.

В соответствии с Законом № 1704-ОЗ нормы в части предоставления мер социальной поддержки и порядок возмещения затрат транспортным организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, действует до урегулирования вопроса федеральными нормативными правовыми актами.

Во исполнение данных положений постановлением Правительства Вологодской области от 30.01.2008 № 138 утвержден Порядок реализации закона области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области» (далее - Порядок № 138).

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка № 138 финансирование расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров по единому проездному билету, производится органами местного самоуправления муниципальных образований области за счет субвенций, выделенных из областного бюджета в соответствии с законом области от 22.12.2005 № 1393-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки при проезде на транспорте на территории Вологодской области» (далее - Закон области № 1393-ОЗ).

Законом области № 1393-ОЗ муниципальное образование «Город Вологда» наделено полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области. В свою очередь постановлением Главы города Вологды от 15.02.2008 № 628 «О принятии к исполнению

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2014 по делу n А05-5846/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также