Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2007 по делу n А44-2071/2007. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 декабря 2007 года

г. Вологда

Дело № А44-2071/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Богатыревой В.А., Магановой Т.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного областного унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Новжилкоммунсервис» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 11 сентября 2007 года по делу № А44-2071/2007 (судья Ларина И.Г.),

у с т а н о в и л:

 

         государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области   (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к государственному областному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Новжилкоммунсервис» (далее – Предприятие) о взыскании 77 853 руб. 85 коп., в том числе 72 464 руб. недоимки по страховым взносам  на обязательное пенсионное страхование за период с 01.10.2006 по 31.12.2006 и 5389 руб. 85 коп. пеней. 

Решением  суда от 11 сентября 2007 года требования удовлетворены.

Предприятие в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и заявление Управления оставить без рассмотрения, ссылаясь на то, что взыскиваемая задолженность не является текущим платежом, поэтому  требование должно быть  рассмотрено в деле о банкротстве.

Управление в   отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения. Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, однако представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав материалы дела, суд апелляционной  инстанции считает апелляционную жалобу  подлежащей удовлетворению, решение суда - подлежащим отмене в связи   с неправильным применением материального права.

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Новгородской области от 12 марта 2007 года в отношении Предприятия введена процедура наблюдения.

Управление направило Предприятию требование от 19.04.2007 № 1003 об уплате недоимки по страховым взносам за  2006 год: на страховую часть трудовой пенсии – 66 123 руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 6341 руб., - и начисленных на указанную задолженность пеней за  период с 01.10.2006 по 31.12.2006:  на страховую часть  трудовой пенсии – 4936 руб. 32 коп., на накопительную часть трудовой пенсии – 453 руб. 53 коп.

Неисполнение должником указанного требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции сделал вывод о том, что страховые взносы за период с 01.10.2006 по 31.12.2006 являются текущими платежами, поскольку  срок их уплаты наступил после принятия заявления о признании должника банкротом и введении процедуры наблюдения, поэтому требования  подлежат удовлетворению.

Апелляционная инстанция считает вывод суда первой инстанции не соответствующим обстоятельствам дела и нормам материального права.

 Сроки и порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование  определены Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон).

Согласно статье 23 Закона  расчетным периодом является  календарный год.  Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.

Статьей 24 Закона определено, что сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.  Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

Страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

В данном случае заявленные Управлением к взысканию с Предприятия страховые взносы начислены за 2006 год и  пени на указанную задолженность  за период с 01.10.2006 по 31.12.2006.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Постановление) при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона N 127-ФЗ и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее.

В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.

Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.

Согласно пункту 9 Постановления при решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из несколько отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), судам надлежит исходить из следующего.

Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) не является основанием для признания указанного авансового платежа также в качестве текущего.

В данном случае датой возникновения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006 год является не дата окончания срока уплаты страховых взносов (14.04.2007), а дата окончания расчетного периода (календарного года), которая наступила до принятия заявления о признании должника банкротом и введения в отношении него процедуры наблюдения (12.03.2007).

При таких обстоятельствах требование Управления не является текущим и подлежит рассмотрению в рамках дела о банкротстве.

Поскольку основное требование об уплате задолженности по страховым взносам за 2006 год не является текущим, то и требование об уплате пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, срок уплаты которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит рассмотрению в порядке, установленном Законом N 127-ФЗ.

В силу пункта 4 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.

При таких обстоятельствах требования Управления подлежат оставлению без рассмотрения.

Учитывая изложенное, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.

Руководствуясь статьями 104, 269, 270 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

 

         решение Арбитражного суда Новгородской области от 11 сентября 2007 года по делу № А44-2071/2007  отменить.

         Требования государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области   о взыскании с государственного областного унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Новжилкоммунсервис» 77 853 руб. 85 коп., в том числе 72 464 руб. недоимки по страховым взносам  на обязательное пенсионное страхование и 5389 руб. 85 коп. пеней,  оставить без рассмотрения.

         Возвратить государственному областному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Новжилкоммунсервис» из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб., уплаченную по платежному поручению от 27.09.2007 № 398. 

                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Председательствующий                                                               Т.В. Виноградова

Судьи                                                                                              В.А. Богатырева

                                                                                                         Т.В. Маганова

 

        

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2007 по делу n А05-7424/2007. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также