Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2014 по делу n А66-10406/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 ноября 2014 года

г. Вологда

Дело № А66-10406/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 17 ноября 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., при ведении протокола секретарём судебного заседания Куликовой М.А.,

при участии от товарищества собственников жилья «Тетьково» Дороднова В.И. по доверенности от 01.01.2014, Бегушиной Н.Е. по доверенности от 01.07.2014, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тверской области Тихомировой А.Г. по доверенности от 01.09.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской республики апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «Тетьково» на решение Арбитражного суда Тверской области от 11 сентября 2014 года по делу № А66-10406/2014 (судья Пугачёв А.А.), рассмотренному в порядке упрощённого производства,

у с т а н о в и л:

 

товарищество собственников жилья «Тетьково» (ОГРН 1106910000504, ИНН 6909009788; 171627, Тверская область, Кашинский район, деревня Тетьково, дом 74; далее — Товарищество, ТСЖ «Тетьково») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Тверской области (ОГРН 1046906024054, ИНН 6910010900; 171506, Тверская область, город Кимры, улица Кирова, дом 8; далее — Инспекция, Налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления от 10.07.2014 № 25 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 11.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ТСЖ «Тетьково» с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.

В судебном заседании представители Товарищества апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.

Инспекция в отзыве и её представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения.

Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, должностными лицами Налогового органа проведена проверка в отношении ТСЖ «Тетьково» по вопросам использования платёжным агентом осуществляющим приём платежей физических лиц специального банковского счёта для осуществления соответствующих расчётов и соблюдения обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приёме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт, за период с 10.04.2014 по 10.06.2014.

По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 02.07.2014 № 3 (листы дела 21-24) в котором зафиксировано, что в период с 10.04.2014 по 10.06.2014 при осуществлении расчётов, связанных с внесением платы за коммунальные услуги, Товарищество не использовало специальный банковский счёт по причине его отсутствия у Товарищества.

Налоговым органом в отношении ТСЖ «Тетьково» составлен протокол от 02.07.2014 № 20 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ (листы дела 19, 20).

Исполняющим обязанности начальника Инспекции вынесено постановление от 10.07.2014 № 25 (лист дела 9) о назначении Товариществу административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с этим постановлением, ТСЖ «Тетьково» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении этого заявления, правомерно руководствовался следующим.

Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ установлено нарушение платёжными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» (далее — Закон № 103-ФЗ), банковскими платёжными агентами и банковскими платёжными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платёжной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приёме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт (счета), а равно неиспользование платёжными агентами, поставщиками, банковскими платёжными агентами, банковскими платёжными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчётов влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Таким образом, объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении обязанностей:

- по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приёме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт (счета);

- по использованию платёжными агентами, поставщиками, банковскими платёжными агентами, банковскими платёжными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчётов.

В силу части 1 статьи 1 Закона № 103-ФЗ настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приёму платёжным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1 Закона № 103-ФЗ его положения не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчётов осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчётов, связанных с взиманием платёжным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного данным Законом.

В статье 2 Закона № 103-ФЗ определены следующие понятия:

- плательщик — физическое лицо, осуществляющее внесение платёжному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

- платёжный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приёму платежей физических лиц. Платёжным агентом является оператор по приёму платежей либо платёжный субагент;

- поставщик — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно положению части 14 статьи 4 Закона № 103-ФЗ платёжный агент при приёме платежей обязан использовать специальный банковский счёт (счета) для осуществления расчётов.

Согласно части 15 статьи 4 Закона № 103-ФЗ платёжный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приёме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт (счета).

Приём платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счёт не допускается (часть 4 статьи 8 Закона № 103-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 103-ФЗ под деятельностью по приёму платежей физических лиц в целях данного Закона понимается приём платёжным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).

Из смысла указанных норм следует, что деятельность платёжного агента заключается только в приёме денежных средств, платёжный агент не принимает участия в отношениях по оказанию услуг между плательщиком и поставщиком услуг, платёжный агент не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приёма и передачи денежных средств.

В рассматриваемом случае Товарищество является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по приёму коммунальных платежей от населения в соответствии с Законом № 103-ФЗ. Данный факт заявителем не оспаривается.

Между ТСЖ «Тетьково» (Исполнитель) и федеральным государственным бюджетным учреждением «Оздоровительный комплекс «Тетьково» (далее — ФГБУ «ОК «ТЕТЬКОВО») (РСО) заключены договоры от 28.12.2012 № 01/2013 на поставку коммунальных ресурсов (холодная вода, горячая вода, отвод сточных бытовых отходов), от 28.12.2013 № 02/2013 на поставку коммунального ресурса (тепловая энергия) (листы дела 28-38, 41-51).

Согласно пункту 6.1 указанных договоров поступившие Исполнителю от потребителей в счёт оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу РСО, перечисляются Исполнителем в адрес РСО путём перечисления Исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истёкшим расчётным периодом (расчётным месяцем) в форме безналичного расчёта.

Также материалами дела подтверждается, что между ТСЖ «Тетьково» (Заказчик) и ФГБУ «ОК «ТЕТЬКОВО» (Исполнитель) заключён договор от 01.02.2013 № 02/2013 на услуги по вывозу ТБО на захоронение.

Согласно пункту 4.2 этого договора поступившие Заказчику от потребителей денежные средства, в счёт оплаты за вывоз ТБО на захоронение, подлежат перечислению Заказчиком в пользу Исполнителя до 15-го числа месяца, следующего за истёкшим расчётным периодом, любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации.

С учётом изложенного, в отношениях по приёму платежей и последующему перечислению денежных средств ТСЖ «Тетьково» выполняет функции платёжного агента, и перечисляемые им денежные средства должны зачисляться на специальный счёт.

Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что Товарищество не является платёжным агентом, подлежит отклонению.

Следовательно, факт нарушения ТСЖ «Тетьково» требований частей 14, 15 статьи 4 Закона № 103-ФЗ является доказанным и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о переходе к рассмотрению дела по общим правилам административного производства, отклоняется апелляционной инстанцией.

В соответствии с пунктом 5 статьи 227 КоАП РФ суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощённого производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришёл к выводу о том, что:

1) порядок упрощённого производства может привести к разглашению государственной тайны;

2) необходимо провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;

3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц;

4) рассмотрение дела в порядке упрощённого производства не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.

В рассматриваемом случае таких обстоятельств, могущих служить основанием для перехода к рассмотрению дела в порядке общего или административного производства, в материалах дела не имеется.

Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, верно оценил представленные сторонами доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьёй 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 11 сентября 2014 года по делу № А66-10406/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья «Тетьково» — без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

А.А. Холминов

 

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2014 по делу n А52-190/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также