Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2014 по делу n А52-176/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

17 ноября 2014 года

г. Вологда

Дело № А52-176/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 17 ноября 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Осокиной Н.Н. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарём судебного заседания Куликовой М.А.,

при участии от открытого акционерного общества «Псковэнергосбыт» Семёновой Л.А. по доверенности от 31.12.2013 № 37, Коренченко Г.Г. по доверенности от 15.10.2013, от открытого акционерного общества «Оборонэнергосбыт» Залеских С.В. по доверенности от 24.12.2013 № 21,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Псковэнергосбыт» на решение Арбитражного суда Псковской области от 10 сентября 2014 года по делу № А52-176/2014 (судья Героева Н.В.),

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество «Псковэнергосбыт» (ОГРН 1046000314238, ИНН 6027084016; город Псков, ул. Заводская, д. 24; далее – ОАО «Псковэнергосбыт») обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (ОГРН 1036000308508, ИНН 6027026536; город Псков, ул. Кузнецкая, д. 13; далее – Управление) о признании незаконным решения от 27.12.2013 по делу № 43/10/13-ТР.

В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует открытое акционерное общество «Оборонэнергосбыт» (далее – ОАО «Оборонэнергосбыт»).

Решением Арбитражного суда Псковской области от 10.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

ОАО «Псковэнергосбыт» с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на неправильное применение судом норм материального права.

В судебном заседании представители ОАО «Псковэнергосбыт» апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.

Управление в отзыве просит решение суда оставить без изменений.

ОАО «Оборонэнергосбыт» в отзыве и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменений.

Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав представителей ОАО «Псковэнергосбыт» и ОАО «Оборонэнергосбыт», исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в Управление 27.09.2013 поступило заявление ОАО «Оборонэнергосбыт» в отношении действий ОАО «Псковэнергосбыт» по введению полного ограничения потребления электрической энергии на объектах Министерства обороны Российской Федерации.

При рассмотрении этого заявления Управление усмотрело в действиях ОАО «Псковэнергосбыт» нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), о чём вынесло решение от 27.12.2013 по делу № 43/10/13-ТР (том 1, лист 15).

Не согласившись с этим решением, ОАО «Псковэнергосбыт» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Это заявление не подлежит удовлетворению.

Приказом Управления от 05.07.2007 № 54 ОАО «Псковэнергосбыт» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара (работ, услуг) долю более 35 %, по товарной позиции «купля-продажа электрической энергии», ОКВЭД 40.10.3, с долей более 65 % в географических границах Псковской области.

ОАО «Оборонэнергосбыт» в силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 78-р является единственным поставщиком электроэнергии для нужд Минобороны России. Во исполнение данного распоряжения ОАО «Оборонэнергосбыт» заключило с Минобороны России контракт на поставку электрической энергии от 19.12.2011 № 156/8747 (том 1, лист 70).

В целях закупки  электрической энергии между ОАО «Псковэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) и ОАО «Оборонэнергосбыт» заключён Договор поставки электрической энергии от 04.03.2010 № 15-э (том 1, лист 84).

Из приложения № 2 к этому договору следует, что электроэнергия приобретается в том числе для следующих объектов:

- профилакторий Гороховое озеро (Псковская область, Островский район), воинская часть 17646-с;

- профилакторий Гороховое озеро (Псковская область, Островский район), воинская часть 49371-2 (ранее – воинская часть 25504);

- профилакторий Гороховое озеро (Псковская область, Островский район), воинская часть 35700 (ранее – воинская часть 35600).

В пункте 2.2.1 договора определено, что поставщик вправе вводить ограничение режима потребления электрической энергии ОАО «Оборонэнергосбыт» в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в том числе при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии.

ОАО «Оборонэнергосбыт» согласованные договором сроки оплаты потребленной электроэнергии не соблюдались, а в июле 2013 года оплата не производилась.

ОАО «Псковэнергосбыт» 04.09.2013 направило в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» уведомление с требованием погасить задолженность в сумме 30 792 758,39 руб. Этим также оно сообщило о введении с 10.00 час 17.09.2013 режима полного ограничения потребления электрической энергии в отношении перечисленных выше объектов Министерства обороны Российской Федерации (том 1, лист 139).

В отношении указанных объектов 17.09.2013 было введено полное ограничение потребления электрической энергии.

Эти действия ОАО «Псковэнергосбыт» обоснованно расценены Управлением как незаконные и нарушающие Закон «О защите конкуренции».

Рассматриваемые объекты, в отношении которых ОАО «Псковэнергосбыт» ввело полное ограничение потребления электрической энергии, в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», относятся к объектам, в которых предусмотрена военная служба.

При этом заслуживают внимания доводы Управления и  ОАО «Оборонэнергосбыт» о том, что в силу государственной и военной тайны поставщик электрической энергии может и не располагать информацией о действительном назначении объектов Министерства обороны Российской Федерации, поэтому наименования объектов могут быть ложными и договор энергоснабжения заключается в отношении точек поставки.

Пунктом 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила № 442), предусмотрено, что в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемым ими объектов), частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящимся к категориям  потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится не ниже уровня аварийной брони.

К таким потребителям пунктом 4 Постановления № 442 отнесены воинские части Минобороны России.

Отсутствие согласованного сторонами акта аварийной брони электроснабжения в отношении рассматриваемых объектов не является основанием для введения в их отношении полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Так, согласно пункту 18 Правил № 442 при отсутствии у потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя.

Таким образом, в отношении воинских частей Минобороны России не может быть введено ограничение режима потребления электрической энергии менее 10 % максимальной мощности соответствующих объектов потребления.

В рассматриваемом случае ОАО «Псковэнергосбыт» ввело полное ограничение потребления электрической энергии, чем нарушило приведённое выше требование о недопустимости подобного ограничения менее 10 % максимальной мощности соответствующих объектов.

Таким образом, введённое ОАО «Псковэнергосбыт» ограничение потребления электрической энергии нарушает Правила № 442.

На недопустимость условий договора, предусматривающих возможность ограничения потребления электрической энергии при отсутствии согласованного акта аварийной брони, указывается в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2014 № ВАС-9585/14, от 29.07.2014 № ВАС-9994/2014, от 29.07.2014 № ВАС-10007/2014, от 29.07.2014 № ВАС-10006/2014, а также Верховного Суда Российской Федерации от 01.09.2014 № 308-ЭС14-197.

В апелляционной жалобе ОАО «Псковэнергосбыт» сослалось на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.09.2014 по делу № А52-2865/2013.

Эти доводы являются необоснованными.

По указанному делу № А52-2865/2013 судом рассматривался иной предмет спора – согласование условий договора электроснабжения. Суд в рамках рассмотрения этого спора пришёл к выводу о том, что к режиму ограничения потребления электрической энергии в отношении объектов ОАО «Оборонэнергосбыт», являющихся воинскими частями Минобороны России, не подлежит применению Указ Президента Российское Федерации от 23.11.1995 № 1173, так как этот вопрос регулируется специальным нормативным актом – приведёнными выше Правилами № 442.

Данный вывод суда не противоречит выводу по настоящему делу о том, что введённое ОАО «Псковэнергосбыт» ограничение потребления электрической энергии нарушает Правила № 442. На необходимость соблюдения этих Правил указано в названных выше определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.

Согласно статье 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Незаконные действия ОАО «Псковэнергосбыт» по прекращению поставки электрической энергии в отношении рассматриваемых объектов Министерства обороны Российской Федерации ущемляют интересы ОАО «Оборонэнергосбыт», так как лишают его возможности исполнять свои договорные обязательства перед Министерством обороны Российской Федерации, могут привести к нарушению безопасности государства, что является нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

На основании изложенного Управление пришло к правильному выводу о нарушении ОАО «Псковэнергосбыт» пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления ОАО «Псковэнергосбыт» в целом является верным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Псковской области от 10 сентября 2014 года по делу № А52-176/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Псковэнергосбыт» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.А. Холминов

 

Судьи

Н.Н. Осокина

О.Ю. Пестерева

 

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2014 по делу n А05-5218/2014. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также