Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014 по делу n А13-9053/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07 ноября 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-9053/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 07 ноября 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,     

при участии от государственного учреждения – Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Журавлевой Ю.А. по доверенности от 10.07.2014 № 251,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 августа 2014 года по делу № А13-9053/2014 (судья Логинова О.П.),  

у с т а н о в и л :

 

администрация города Вологды (место нахождения: 160035, город Вологда, улица Каменный мост, дом 4; ИНН 3525064930; ОГРН 1033500051683; далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –                  АПК РФ), к государственному учреждению – Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (место нахождения: 160001, город Вологда, проспект Победы, дом 33; ИНН 3525039187; ОГРН 1023500884087; далее – Отделение ФСС, учреждение) о признании недействительными решения от 04.04.2014 № 113 и требования об уплате недоимки по страховым взносам от 07.05.2014 № 65.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 20 августа                  2014 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Отделение ФСС с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявления администрации отказать. Мотивируя жалобу, ссылается на то, что оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом не является государственным пособием, не относится к пособиям и иным видам обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, а является предусмотренным трудовым законодательством случаем сохранения среднего заработка в рамках трудовых отношений. По мнению учреждения, суд неправомерно применил подпункт 1 пункта 1               статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ), поскольку названой нормой данного Закона не предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами такого вида выплат, как выплаты, носящие характер государственной поддержки. Указывает на то, что Трудовой кодекс Российской Федерации не является законом о конкретном виде социального страхования, следовательно не устанавливает какие-либо виды обеспечения по страхованию. Считает неправильным вывод суда о том, что выплаты за дополнительные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки.

Представитель Отделения ФСС в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Отзыв на апелляционную жалобу от администрации не поступил.

Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя.

Заслушав объяснения представителя учреждения, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Отделением ФСС на основании решения от 01.02.2014 № 91 проведена документальная выездная проверка администрации по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств страхователем за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой составлены справка о проведенной документальной выездной проверке от 06.03.2014, акт от 06.03.2014 № 2541н/с и принято решение от 04.04.2014 № 113 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В названном решении администрации предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 174 руб. 05 коп. и отразить в бухгалтерском учете и расчете по форме 4-ФСС недоимку по страховым взносам в указанной сумме.

На основании данного решения учреждением выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам от 07.05.2014 № 65.

В ходе проверки Отделением ФСС установлено и в акте проверки зафиксировано, что в базу для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве за 2011 год администрацией не включена оплата трем работникам заявителя дополнительных дней отдыха, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, в размере 87 023 руб. 99 коп., составляющая средний заработок, выплаченный названным работникам за дополнительные выходные дни, предоставленные в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

В соответствии с распоряжениями администрации главному специалисту жилищного отдела Департамента имущественных отношений администрации Таничевой А.А., заместителю начальника Департамента финансов – начальнику отдела бюджетного планирования и методологии Департамента финансов администрации Сибиряковой Н.В., ведущему специалисту отдела муниципальной службы и кадров Управления делами администрации Сахаровой А.В. предоставлялись в 2011 году дополнительные оплачиваемые выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом.

Сумма оплаты дополнительных выходных дней за 2011 год составила 87 023 руб. 99 коп. 

По мнению Отделения ФСС, поскольку спорные выплаты произведены в рамках трудовых отношений, то они подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные выплаты не предусмотрены пунктом 1 статьи 20.1 названного Закона, не связаны с трудовыми отношениями, произведены в связи с реализацией работником своих прав и обязанностей и частично возмещаются плательщикам страховых взносов за счет бюджетных средств, в связи с этим не являются объектом для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и у учреждения не имелось правовых оснований для включения указанных выплат в расчетную базу для начисления страховых взносов.

Апелляционная коллегия считает правомерным вывод суда о том, что выплаты, произведенные работникам за дополнительные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.

Статьей 2 Закона № 125-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ, введенной в действие с 01.01.2011 Федеральным законом от 08.12.2010 № 348-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ).

В силу статьи 15 ТК РФ трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Статьей 16 ТК РФ установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.

Согласно статье 129 ТК РФ оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 № 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999                   № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» средства этого Фонда направляются в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.

Таким образом, данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена в статье 129 ТК РФ, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком-инвалидом, то есть имеют компенсационный характер.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 5 этого же Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:

- выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;

- выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;

- компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.

Из приведенных положений Закона № 125-ФЗ следует, что от обложения страховыми взносами освобождаются все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, в том числе и ТК РФ. Перечень обусловленных законодательством исключений из этого правила носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.

Поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, эти выплаты, на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014 по делу n А05-8130/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также