Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2014 по делу n А13-2434/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 05 ноября 2014 года г. Вологда Дело № А13-2434/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2014 года. В полном объеме постановление изготовлено 05 ноября 2014 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А., при участии от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Гуляевой О.Н. по доверенности от 17.09.2012, от закрытого акционерного общества «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» Ганичевой О.С. по доверенности от 14.02.2014, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 июля 2014 года по делу № А13-2434/2014 (судья Кургин А.Ф.), у с т а н о в и л: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, место нахождения: Москва, ул. Н. Басманная, 2, далее - ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к закрытому акционерному обществу «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» (ОГРН 1023501239618, место нахождения: Вологодская обл., г. Череповец, ул. Проезжая, д. 4, далее - ЗАО «ЧФМК») о взыскании 211 595 руб. 82 коп. платы за время нахождение на путях общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Первая грузовая компания» (далее – ОАО «ПГТ»). Решением суда от 28 июля 2014 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. С ЗАО «ЧФМК» в пользу ОАО «РЖД» взыскано 211 595 руб. 82 коп. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования и 7231 руб. 92 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлине. ЗАО «ЧФМК» с решением не согласилось, и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение отменить, в удовлетворении требований ОАО «РЖД» отказать. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Договор № 4Р22-0029/09 не предусматривает применение Тарифного руководства № 2, внесение платежей за пользование спорными вагонами, порядка и времени их подачи/приёмки, за нарушение которого взимается плата, услуги ОАО «РЖД» по предоставлению путей общего пользования для нахождения там вагонов в ожидании их подачи на путь необщего пользования. Внесение платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих Перевозчику, на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема не относится к отношениям между ОАО «РЖД» и ЗАО «ЧФМК» по расчетам, в связи с чем, считаем необоснованной ссылку истца на договор № 4Р22-0029/09. Подписание 19.12.2011 дополнительного соглашения № 5, которым в договор № 4Р22-0029/09 включен спорный пункт 2.1.10, не подразумевает автоматического распространения условия о внесении платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих Перевозчику, на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема, на все заключенные с перевозчиком до этого времени договоры. Договор № 4-58 от 31.12.2008 г. не содержит ссылки на применение условий договора № 4Р22-0029/09, поскольку в нём имеются свои условия по расчётам и дополнений в него не вносилось, поэтому распространение условий договора № 4Р22-0029/09 на взаимоотношения сторон по подаче и приёму вагонов, урегулированные договором № 4-58, необоснованно. Стороны не согласовали ни условие, ни размер платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, простаивающих на путях общего пользования, ни оплату за использование этих путей. Договор № 4-58 не предусматривает ни плату за вагоны, не принадлежащие перевозчику, ни плату за оказание услуги по предоставлению железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них этих вагонов в течение времени ожидания их подачи на путь необщего пользования. Условие, содержащееся в пункте а) § 9 договора № 4-58 относится к плате за пользование вагонами, принадлежащими Перевозчику на праве собственности или ином вещном праве. Ссылка в договоре № 4-58 на Тарифное руководство № 2 не свидетельствует о намерении и согласии ответчика производить оплату за время нахождения вагонов, которые перевозчику не принадлежат, при их нахождении на местах общего пользования. Суд не исследовал в совокупности с другими доказательствами заявки ГУ-12. Перевозчик подавал вагоны единовременно в количестве большем, чем запланировано в заявке ГУ-12 и ранее, указанных в ней сроков, что повлекло за собой скопление порожних вагонов на путях общего пользования. Истец не отрицает факт подачи порожних вагонов с нарушением Заявки ГУ-12 и то, что он зачислил на простой спорные вагоны по накопительным ведомостям (не считая вагонов, которые поставлены на простой в этот же период по другим делам) не с момента вручения ЗАО «ЧФМК» уведомления о прибытии, а с даты поступления их на станцию Череповец-1. Нахождение на путях общего пользования спорных вагонов, прибывших в количестве, согласованном в заявке формы ГУ-12 до даты подачи вагонов, согласованной в этой заявке, не давало правовых оснований истцу для начисления платы. Апеллянт считает, что нахождение спорных вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи вызвано причинами, зависящими от ОАО «РЖД». Данное обстоятельство освобождает ответчика от начисления спорной платы. Суд не придал значения договору от 16.03.2011 № ДД/ФЯрв/ПТНП-43/11, заключенный ЗАО «ЧФМК» с ОАО «ПГТ», на основании которого ответчик перечисляет плату за пользование спорными вагонами, уплачивает штраф за сверхнормативный простой вагонов и возмещает возникшие в связи с этим простоем расходы. Ответчик не является ни перевозчиком, ни собственником порожних вагонов. Во взаимоотношениях по перевозке порожних вагонов ЗАО «ЧФМК» не участвует и не имеет возможности принять меры во избежание их простоя. Истец имел возможность предотвращения избыточного подхода порожних вагонов на станцию Череповец-1 ещё на стадии согласования такой перевозки с отправителем собственных порожних вагонов (оператором) в случае выполнения им вышеуказанных предписаний приказов Министерства путей сообщения Российской Федерации и Минтранса Российской Федерации. Ответчик не мог отказаться от «заказанных» вагонов, доставленных перевозчиком ранее сроков, указанных в заявке ГУ-12. При отказе от вагонов ответчик будет вынужден вновь подавать и согласовывать заявку ГУ-12 в срок не менее чем за 10 дней до начала перевозок, что приведет к нарушению сроков отгрузки продукции по договорам с покупателями и наступлению соответствующей ответственности. Доказательства уведомления ЗАО «ЧФМК» о прибытии в его адрес вагонов, перечисленных в актах общей формы, не представлены. Истцом необоснованно заявлено требование о взыскании платы за пользование своей инфраструктурой, поскольку размер такой платы не может быть установлен соглашением сторон и в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 регулируется государством. ОАО «РЖД» не вправе включать в договор № 4Р22-0029/09 о порядке расчетов за транспортные услуги и в договор № 4-58 на эксплуатацию пути необщего пользования условия об оплате за использование путей общего пользования. На момент составления актов общей формы, которые явились основанием для взыскания истцом платы за простой, срок подачи спорных вагонов под погрузку не наступил. Акты общей формы составлены истцом в одностороннем порядке и не содержат причину задержки, позволяющую установить, по чьей вине допущен простой порожних вагонов на путях общего пользования. В ведомостях подачи и уборки вагонов учитывается время нахождения вагонов на путях необщего пользования у грузополучателя, а не время нахождения вагонов на путях общего пользования. Ни в ведомостях подачи и уборки вагонов, ни в актах общей формы не указано сколько вагонов находилось на грузовых фронтах пути необщего пользования ЗАО «ЧФМК», сколько их было заявлено на данный момент ответчиком и сколько фактически подано истцом, а также не содержится информации о своевременности их подачи. Представленные истцом акты общей формы и ведомости подачи и уборки вагонов не позволяют прийти к выводу о том, что ответчик должен был и мог принять вагоны, за простой которых ОАО «РЖД» начислена плата, либо, что невозможность приема вагонов ответчиком обусловлена нарушением времени подачи со стороны ЗАО «ЧФМК». Также в накопительных ведомостях нет ссылки на договор № 4Р22-0029/09, согласно которого ответчику была начислена плата за задержку спорных вагонов. Плата за услуги по использованию путей общего пользования является инфраструктурной составляющей тарифа на перевозку грузов. Следовательно, ОАО «РЖД» повторно взимает с ЗАО «ЧФМК» плату за использование инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы. ОАО «РЖД» в отзыве и представитель в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, решение суда считают законным и обоснованным. ОАО «ПГТ» в отзыве просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного кодекса Российской Федерации. Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего. Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 31.12.2008 ОАО «РЖД» (перевозчик) и ЗАО «ЧФМК» (владелец) заключили договор от № 4-58 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО «ЧФМК» по станции Череповец-1 Северной железной дороги, согласно параграфу 1 которого производится эксплуатация принадлежащего Владельцу железнодорожного пути необщего пользования примыкающего к 18-му пути станции Череповец-1 через стрелку 77 обслуживаемого локомотивом перевозчика. Кроме того, ОАО «РЖД» (перевозчик) и ЗАО «ЧФМК» (плательщик) заключили договор о порядке расчетов за транспортные услуги № 4Р22-0029/09, который, согласно разделу 1, регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой за оказываемые плательщику услуги по перевозке грузов во всех видах сообщений, дополнительные услуги (работы), связанные с перевозкой грузов, в том числе услуги (работы), цены на которые не указаны в Тарифных руководствах, штрафов. В соответствии с пунктом 2.1.10 условий договора № 4Р22-0029/09 в редакции дополнительного соглашения сторон от 19.12.2011 № 5 в случае нарушения клиентом (ответчик), являющегося грузополучателем на железнодорожной станции назначения времени подачи, приема вагонов не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от клиента (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины) с клиента взимается плата за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в приложении № 3 к договору. Размер платы, установленный настоящим пунктом, может быть изменен ОАО «РЖД» с уведомлением клиента, которое является неотъемлемой частью настоящего договора. На основании договора на выполнение работ и оказание услуг, в том числе транспортно-экспедиционных, связанных с перевозкой грузов от 10.01.2013 № 4Р12-029/13 ОАО «РЖД» обязано принимать на рассмотрение заявки на перевозки грузов формы ГУ-12 в сроки, предусмотренные УЖТ РФ, если они направлены с автоматизированного рабочего места грузоотправителя через АС ЭТРАН с использованием электронной подписи (раздел 2 договора). Указанное положение предусмотрено пунктом 2.4 дополнительного соглашения № 5 к договору № 4Р22-0029/09. Уведомлением от 28.12.2012 № 1092 размер договорных ставок увеличен, согласно приложению № 1 к уведомлению, в соответствии с пунктом 2.1.10 договора № 4Р22-0029/09 (в редакции дополнительного соглашения от 19.12.2011 № 5). В июле-августе 2013 года в адрес ЗАО «ЧФМК» прибыли вагоны, которые были задержаны в подаче по причине занятости фронта погрузки, в связи с чем зачислялись истцом на платное пользование на путях общего пользования. Факты задержки вагонов подтверждены 130 актами общей формы и ведомостями подачи и уборки вагонов в количестве 94 шт, которые подписаны сторонами посредством ЭЦП без разногласий. ОАО «РЖД» представлены заявки формы ГУ-12, являющимися заявками на перевозку грузов в соответствии со статьей 11 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и пункта 2 Правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 16.06.2003 № 21. Указанными заявками ОАО «РЖД» согласовывает объем и сроки перевозимых грузов от ЗАО «ЧФМК» другим грузополучателям. За время нахождения вагонов, не принадлежащих ОАО «РЖД», на путях общего пользования, в соответствии с условиями договора № 4Р22-0029/09 (в редакции дополнительного соглашения от 19.11.2011 № 5) истец начислил ЗАО «ЧФМК» плату в размере, определенном приложением № 3 к договору в сумме 211 595 руб. 23 коп. Ответчик начисленную плату не оплатил, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме. Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом. Отношения, возникающие между перевозчиком и грузополучателем (владельцем пути необщего пользования) в случае неприема грузополучателем (владельцем пути необщего пользования) прибывающих в его адрес вагонов и их простоем на путях общего пользования регулируются специальной нормой – статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав). Статьей Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2014 по делу n А13-4294/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Сентябрь
|