Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 по делу n А66-7334/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е31 октября 2014 года г. Вологда Дело № А66-7334/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года. В полном объёме постановление изготовлено 31 октября 2014 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Тверской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Тверской области от 26 августа 2014 года по делу № А66-7334/2014 (судья Пугачев А.А.), у с т а н о в и л:
Центральный банк Российской Федерации в лице отделения по Тверской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (место нахождения: 107016, Московская область, город Москва, улица Неглинная, дом 12; ОГРН 1037700013020; ИНН 7702235133; далее - банк) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Тверской области (место нахождения: место нахождения 170008, Тверская область, город Тверь, проспект Волоколамский, дом 3; ОГРН 1046900071635; ИНН 690106245; далее - управление) о признании недействительным решения ответчика от 21.03.2014 № 05.2-5/570 и возврате из бюджета суммы 145 203 руб. 02 коп., уплаченной в 2011 году банком в качестве платы за размещение отходов производства и потребления. Решением Арбитражного суда Тверской области от 26 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Банк с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на нарушение судом норм материального права. Управление в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными, не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене в силу следующего. Как видно из материалов дела, банк за 2011 год согласно представленным в управление расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду перечислил плату за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов) в общей сумме 145 203 руб. 02 коп. В дальнейшем, установив ошибочность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов), банк обратился в управление с заявлением о возврате из бюджета ошибочно внесенной платы за 2011 год в сумме 145 203 руб. 02 коп. (т. 1, л. 12-16). Решением от 21.03.2014 № 05.2-5/570 управление отказало банку в возврате спорных платежей за указанный период, указав, что именно банк, как собственник спорных отходов, является плательщиком платы. Не согласившись с указанным решением управления по отказу в возврате спорной платы, банк обратился в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением. Суд первой инстанции отказал банку в удовлетворении заявленных требований, прийдя к выводу о том, что плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за размещение отходов, является банк, как собственник отходов. Апелляционная инстанция не согласна с указанными выводами суда первой инстанции в силу следующего. Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В силу статьи 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Закон № 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Статья 12 Закона № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, отходы производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду могут быть размещены только на специальных объектах, в местах, определенных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, на основании выданных ими разрешений. Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер, и осуществляется в специально оборудованных местах. Сведений об осуществлении банком специализированной деятельности по размещению отходов, в материалы дела не представлено. Как следует из материалов дела и не опровергнуто управлением, отходы, образующиеся в процессе деятельности банка, передаются третьим лицам в соответствии с заключенными договорами. Доказательств наличия у заявителя в собственности или аренде специально оборудованного сооружения, предназначенного для размещения отходов, равно как и данных о внесении объектов банка в государственный реестр объектов размещения отходов в материалы дела не представлены. Документы, подтверждающие, что заявителем созданы объекты размещения отходов в предусмотренном статьей 12 Закона № 89-ФЗ порядке, а также доказательства самостоятельного захоронения банком отходов, в материалах дела также отсутствуют. Следовательно, банк не является субъектом отношений в сфере обращения с отходами, поскольку не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона № 89-ФЗ, следовательно, не обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, а уплатив ее, имеет право на ее возврат как излишне уплаченной. Таким образом, вопреки позиции управления банк не является субъектом, который в силу Закона № 7-ФЗ может признаваться плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления. Довод управления о том, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие возлагается на собственника отходов, отклоняется судом апелляционной инстанции. Законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является ли природопользователь собственником отходов. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе № 7-ФЗ. Ссылка управления в обоснование своей позиции на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Тополь» отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку, как следует из данного постановления, взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду по размещению отходов производства и потребления со специализированных организаций на основании гражданско-правовых договоров за 2009 год неконституционно. В отношении взимания указанной платы после формирования арбитражной практики по применению законодательства по данному вопросу Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 17 марта 2009 года № 14561/08), то есть за 2010 год и позже, позиция Конституционного Суда Российской Федерации в названном выше постановлении не изложена. Такой подход к разрешению спорной ситуации подтверждается и сложившейся судебной практикой (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09 декабря 2013 года по делу № А05-3813/2013, от 30 июля 2014 года № А26-5638/2013). Следовательно, оспариваемое решение управления является незаконным и перечисленная заявителем плата за негативное воздействие на окружающую среду за спорный период подлежит возврату банку как излишне уплаченная. С учетом изложенного решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба банка – удовлетворению. Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л : решение Арбитражного суда Тверской области от 26 августа 2014 года по делу № А66-7334/2014 отменить. Признать недействительным решение Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Тверской области от 21.03.2014 № 05.2-5/570 об отказе Центральному банку Российской Федерации в лице отделения по Тверской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу в возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду. Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Тверской области возвратить Центральному банку Российской Федерации в лице отделения по Тверской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу излишне уплаченную плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год в размере 145 203 руб. 02 коп. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий О.Б. Ралько Судьи Т.В. Виноградова А.Ю. Докшина Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 по делу n А13-6704/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Сентябрь
|