Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 по делу n А05-6402/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

31 октября 2014 года

г. Вологда

Дело № А05-6402/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 31 октября 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Холминова А.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 августа 2014 года по делу № А05-6402/2014 (судья Шашков А.Х.),

 

у с т а н о в и л:

 

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Витков Андрей Валентинович (место нахождения: 165160, Архангельская область, Шенкурский р-н, г. Шенкурск, ул. Мира, д. 56; ОГРН 304290736600035;                ИНН 292400750942; далее – глава КХ) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым требованием к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (163000, Архангельская обл., г Архангельск, ул. Выучейского, д. 18;                                   ОГРН 1102901001356; ИНН 2901200111; далее - министерство) о возложении обязанности принять предусмотренные законом меры по возврату на расчетный счет в банке главы КХ излишне уплаченной арендной платы в сумме                           690 914 руб. 10 коп., из которых 396 965 руб. 10 коп. - сумма минимальных ставок, перечисленных в федеральный бюджет, и 293 949 руб. - сумма, превышающая минимальные ставки, перечисленная в бюджет Архангельской области.

Решением суда от 08 августа 2014 года заявленное требование удовлетворено в полном объеме.

Министерство с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции указывает, что расчет размера арендной платы по договору от 11.03.2008 № 259 осуществлен с применением 1-го и 2-го разряда такс, определенного на момент заключения данного договора на основании действовавших в тот период материалов лесоустройства 1989 года. Полагает, что подписание главой КХ договора аренды лесных участков и протокола согласования размера и сроков внесения арендной платы на 2011 – 2013 годы свидетельствует о согласии последнего на применение соответствующей 1-му и 2-му разрядам такс арендной платы.

Витков А.В. отзыв на жалобу не представил.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ).

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, Департамент лесного комплекса Архангельской области (правопредшественник министерства) и крестьянское хозяйство «Наводово» в лице его главы Виткова А.В. 11.03.2008 заключили договор аренды лесного участка № 259 (далее – договор № 259), согласно которому арендодатель принял на себя обязательство предоставить арендатору на срок до 18.12.2018 лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, местоположение: Архангельская область, Шенкурское лесничество, Боровское участковое лесничество, леса бывшего СПК «им. Ленина», кварталы № 5, 9, 14-17, 22, 31, 37-43, 45, 47, 54-57, 69 площадью 5512 Га.

В соответствии с пунктом 3.4.2 договора № 259 истец обязался вносить арендную плату в размере и сроки, которые установлены ежегодно подписываемым сторонами договора протоколом согласования арендной платы.

В соответствии с пунктом 2.2 названного договора годовой размер арендной платы устанавливается не ниже минимального размера арендной платы, определенного в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ). Конкретный годовой размер арендной платы устанавливается с учетом коэффициента превышений по договоренности сторон – 1,7 (пункт 2.3 договора).

Пунктом 2.4 договора № 259 стороны условились, что годовой размер арендной платы определяется исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины на лесном участке, переданном в аренду, и не зависит от фактического использования лесных ресурсов.

Согласно пункту 2.5 этого же договора годовая арендная плата на новый календарный год рассчитывается арендодателем до 31 декабря текущего года в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации ставок платы, пунктами 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 настоящего договора и фиксируется в протоколе согласования размера арендной платы и порядка ее внесения по форме приложения 4, подписываемого обеими сторонами. Арендная плата вносится в следующие сроки: 15 февраля – 15 %, 15 марта – 10 %, 15 апреля – 10%, 15 июня – 10%, 15 июля – 10%, 15 сентября – 15%, 15 ноября – 15%,            15 декабря – 15%. При этом размеры подлежащих внесению платежей определяются в виде процента от суммы арендной платы за год.

Пунктом 2.6 договора № 259 предусмотрено, что при изменении ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение календарного года, годовой размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений. Новый размер арендной платы в одностороннем порядке рассчитывается арендодателем и доводится до сведения арендатора не позднее даты внесения очередного платежа после введения ставок.

Согласно подписанным сторонами протоколам согласования размера и сроков внесения арендной платы на 2011 год, на 2012 год и на 2013 год размер арендной платы по договору аренды за каждый год составил 485 666 руб., в том числе 285 686 руб. - минимальный размер платы, подлежащей уплате в федеральный бюджет, 199 980 руб. - превышающий минимальный размер платы, подлежащей уплате в бюджет Архангельской области.

Указанные суммы арендной платы в полном объеме уплачены крестьянским хозяйством, что не оспаривается министерством.

Полагая, что расчет размера арендной платы по договору аренды за                 2011 – 2013 годы неправомерно произведен ответчиком исходя из 1-го и 2-го разряда такс, в связи с чем крестьянское хозяйство уплатило ответчику излишнюю сумму в размере 690 914 руб. 10 коп., глава КХ обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.

Апелляционная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции являются законными и обоснованными

Согласно части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено ЛК РФ.

В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

В силу пункта 1 статьи 614 этого же Кодекса арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, которые предусмотрены договором.

Статьей 1105 ГК РФ предусмотрена обязанность лица, неосновательно временно пользовавшегося чужим имуществом без намерения его приобрести, возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

Согласно статье 73 ЛК РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, который определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке; ставки платы за единицу объема лесных ресурсов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 (далее – постановление № 310).

Согласно пункту 3 примечания таблицы № 1 настоящего постановления ставки дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс).

Пунктом 4 примечаний к таблице № 1 постановления № 310 установлено, что выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (далее - погрузочный пункт). При расположении погрузочного пункта на расстоянии свыше 100 километров при выборе разряда такс учитывается расстояние от центра лесного квартала до автомобильной дороги с твердым покрытием, а ставки платы понижаются на один разряд такс.

Изменение распределения лесов по разрядам такс возможно в случаях запрещения сплава древесины и изменения местонахождения погрузочных пунктов (пункт 5 примечаний к таблице № 1).

Следовательно, как правомерно указал суд первой инстанции, при  определении размера арендной платы по договору № 259 на 2011 – 2013 годы необходимо исходить из того разряда такс, который соответствует расстоянию от арендуемых крестьянским хозяйством лесных участков до фактически существующего ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным, водным транспортом или сплав древесины.

При этом, чем больше расстояние до погрузочного пункта, тем меньше арендная плата.

Следует из представленных в материалы дела документов и не оспаривается министерством, что арендная плата за пользование участками лесного фонда в 2011 – 2013 годах рассчитывалась уполномоченным органом исходя из 1-го и 2-го разряда такс, то есть с учетом того, что расстояние до ближайшего пункта составляет не более 25 км.

Однако согласно материалам деления арендуемых истцом лесных участков по разрядам такс, изготовленным федеральным государственным унитарным предприятием «Рослесинфорг» арендуемые истцом лесные участки расположены в радиусе от 40,1 до 80 км от ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины водным транспортом.

Таким образом, в соответствии с таблицей № 1 постановления № 310 при определении размера арендной платы по спорному договору следует исходить из 4-го и 5-го разрядов такс.

Доказательств иного министерство в порядке статьи 65 АПК РФ суду не представило.

Однако податель апелляционной жалобы считает, что размер арендной платы правомерно рассчитан исходя из 1-го и 2-го разрядов такс, поскольку действовавшие на момент заключения договора № 259 материалы лесоустройства 1989 года относили арендуемые крестьянским хозяйством леса к указанным разрядам такс.

Данный довод подлежит отклонению, поскольку положениями ЛК РФ и постановления № 310 определено, что размер арендной платы устанавливается в том числе исходя из разряда такс.

В данном случае материалами дела подтверждается и самим министерством не оспаривается, что в 2011 - 2013 годах арендуемый крестьянским хозяйством лесной участок относился к 4-му и 5-му разрядам такс.

Следовательно, в данном случае применение ставки, установленной для 1-го и 2-го разрядов такс при расчете арендной платы неправомерно.

Доказательств, опровергающих указанный вывод, министерством в материалы дела не представлено.

Ответчик также полагает, что подписав договор аренды и протоколы согласования цены арендной платы, истец согласился выплачивать указанную в данных документах сумму, следовательно, по мнению подателя жалобы, стоимость аренды не подлежит изменению.

Данный довод является неправомерным, поскольку подписание истцом названных документов не освобождает ответчика от обязанности произвести расчет арендной платы в соответствии с разрядами такс исходя из удаления арендуемого лесного квартала до ближайшего пункта транспортировки древесины.

Расчет подлежащей возврату главе КХ суммы неосновательного обогащения судом первой инстанции проверен, министерством не оспорен.

Следовательно, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования и взыскал с министерства 690 914 руб. 10 коп. излишне уплаченных арендных платежей.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

 

решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 августа               2014 года по делу № А05-6402/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов лесопромышленного комплекса Архангельской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

     Н.Н. Осокина

Судьи

     Н.В. Мурахина

     А.А. Холминов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 по делу n А66-5572/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также