Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 по делу n А05-6874/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

31 октября 2014 года

г. Вологда

Дело № А05-6874/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 31 октября 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Журавлева А.В. и                Моисеевой И.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания  Бахориковой М.А.,

при участии от истца Гашевой Н.В. по доверенности от 10.01.2014           № 31-18/03, от ответчика Сысоевой М.В. по доверенности от 14.02.2014 № 72,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы  видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» на решение Арбитражного суда Архангельской области от            04 августа 2014 года по делу № А05-6874/2014 (судья Сметанин К.А.),

у с т а н о в и л:

 

Управление Федерального казначейства по Архангельской области (место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 22, ОГРН 1022900512227, ИНН 2901009838) (далее – Казначейство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» (место нахождения: 164500, Архангельская область, город Северодвинск, Архангельское шоссе, дом 58, ОГРН 1082902001401, ИНН 2902059091)                    (далее – Предприятие) об урегулировании разногласий, возникших при заключении государственного контракта № 40-19/ВС.

Решением суда от 04 августа 2014 года исковые требования удовлетворены. Пункт 7 контракта дополнен абзацем четвертым следующего содержания: «Цена контракта составляет 6371 (шесть тысяч триста семьдесят один) рубль 82 коп. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта». Контракт дополнен приложением 10  «Договорные величины водоснабжения и водоотведения в период с 01.01.2014 по 31.12.2014» в редакции, предложенной  Казначейством. Кроме того, с Предприятия в доход федерального бюджета взыскано 4000 руб. государственной пошлины.

Предприятие с судебным решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить. Мотивирует тем, что, устанавливая твердую цену контракта, Казначейство утрачивает обязанность по оплате объема услуг, превысившего указанный в контракте показатель более чем на 10 %, так как объем поставляемой воды не может быть изменен более чем на 10 % в силу закона. Фактически контракт будет считаться исполненным в момент совпадения объема переданной  (принятой истцом)  воды и объема такой воды, указанного в контракте, несмотря на то, что по условиям данного контракта срок его действия до 31.12.2014.

Представитель Предприятия в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.

Казначейство в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в суде апелляционной инстанции с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается в материалах дела, Предприятие 24.01.2014 направило Казначейству проект государственного контракта № 40-19/ВС холодного водоснабжения и водоотведения. 

Казначейство подписало проект контракта с протоколом разногласиями, часть из которых Предприятием была отклонена, что послужило основанием для обращения Казначейства в арбитражный суд с настоящим иском.

На дату рассмотрения дела в суде неурегулированными остались разногласия, связанные с требованием истца дополнить пункт 7 контракта абзацем четвертым следующего содержания:  «Цена контракта составляет      6371 (шесть тысяч триста семьдесят один) рубль 82 коп. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта», а также включением в контракт приложения 10 «Договорные величины водоснабжения и водоотведения в период с 01.01.2014 по 31.12.2014», в котором произведен расчет цены по гарантированным объемам водопотребления (водоотведения).

Пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Статьей 446 ГК РФ предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса, спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда.

В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 названной статьи).

С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), регулирующий отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона № 416-ФЗ по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 416-ФЗ  по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.

В силу части 2 статьи 13, части 2 статьи 14 Закона № 416-ФЗ к договорам водоснабжения и водоотведения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Законом № 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения и водоотведения.

Указанные договоры являются публичными договорами (часть 3 статьи 13, часть 3 статьи 14 указанного закона, статья 426 ГК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013      № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, вступившие в силу с 14.08.2013, которые регулируют отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и абонентами в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой) воды из централизованной системы холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.

В соответствии с частью 8 статьи 13, частью 8 статьи 14, частью 3 статьи 15 Закона № 416-ФЗ, пунктом 5 указанных выше Правил договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013      № 645, вступившим в силу с 14.08.2013, утверждены типовые договоры в области холодного водоснабжения и водоотведения (далее – Постановление      № 645).

Между тем особенности правового регулирования отношений устанавливаются не только в зависимости от предмета регулирования (отношений в той или иной сфере), но и с учетом субъектного состава указанных отношений.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 указанного Федерального закона (далее - контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом частью 3 статьи 1 Закона № 44-ФЗ установлено, что особенности регулирования отношений, указанных в части 1 статьи 1, в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, могут быть установлены отдельными федеральными законами (часть 1 статьи 1).

В части 2 статьи 1 Закона № 44-ФЗ содержится исчерпывающий перечень исключений, на которые данный закон не распространяется. К таким исключениям осуществление водоснабжения и водоотведения не относится.

Таким образом, нормативные акты в сфере водоснабжения и водоотведения при заключении, исполнении и расторжении договоров с муниципальными (государственными) заказчиками  должны применяться с учетом положений Закона № 44-ФЗ и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов.

Поскольку Закон № 44-ФЗ определяет специфику статуса заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе водоснабжения и водоотведения, его  нормы имеют приоритет над условиями типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением № 645.

Так, согласно части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

 Постановление Правительства Российской Федерации от 13.01.2014      № 19 «Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта» определяет перечень случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются перечисленные сведения.

Заключение контракта на предоставление услуг водоснабжения и водоотведения к таким случаям не относится.

В силу изложенного, как обоснованно отметил суд первой инстанции, требование истца о дополнении пункта 7 контракта абзацем четвертым следующего содержания:  «Цена контракта составляет 6371 (шесть тысяч триста семьдесят один) рубль 82 коп. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта» основано на приведенной норме права, вследствие чего является правомерным.

Цена контракта в размере 6371 руб. 82 коп. определена исходя из ежемесячного объема водоснабжения (13 куб. м), соответствующего объема водоотведения, а также установленных Агентством по тарифам и ценам Архангельской области тарифам. Объемы водопотребления и водоотведения основаны на сложившейся практике в отношениях сторон и соответствуют подписанным сторонами приложениям 3 и 4 к контракту, которыми установлен гарантированный объем подачи холодной воды и максимальный расход сточных вод  с 01.01.2014 по 31.12.2014 (150 куб.м).

Судом справедливо отмечено, что дополнение  пункта 7 контракта абзацем четвертым в редакции

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 по делу n А66-6293/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также