Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 по делу n А66-5451/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 октября 2014 года

г. Вологда

Дело № А66-5451/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 29 октября 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Военного комиссариата Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 29 июля 2014 года по делу № А66-5451/2014 (судья Анисимова М.С.),

 

у с т а н о в и л:

 

закрытое акционерное общество «ВОЕННО-МЕМОРИАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ» (ОГРН 1027700186150, ИНН 7702185362, место нахождения: 107031, Москва, ул. Б. Лубянка, д. 11а, стр.1, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Военному комиссариату Тверской области (ОГРН 1026940512752, ИНН 6905004027, место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Трехсвятская, д. 38, далее - Комиссариат) с требованием о взыскании 402 365 руб. 00 коп. задолженности в счет возмещения расходов на установку надгробных памятников умершим (погибшим) несовершеннолетним узникам фашизма за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

Решением суда от 29 июля 2014 года исковые требования удовлетворены. С Комиссариата в пользу Общества взыскано 402 365 руб. 00 коп.  задолженности, 11 047 руб. 30 коп. расходов по оплате государственной пошлины.

Комиссариат с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Доводы жалобы сводятся к следующему. Суд применил положение нормативного акта, не подлежащего применению, а также расширенно истолковал нормы права, что привело к выводу о распространении льгот по захоронению на лиц, не имеющих на то право. Льготы, указанные в частях 1 и 2 статьи Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», предусмотрены только для участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы, и не распространяются на несовершеннолетних узников фашизма, для которых расходы на погребение возмещаются в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Указ Президента Российской Федерации от 15.10.1992 № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны», фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 01.01.2005 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Стороны и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Общество заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –               АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.

Как видно из материалов дела, Обществом и родственниками умерших (погибших) несовершеннолетних узников фашизма (Заказчики) заключены договора подряда с физическими лицами на оказание услуг (выполнение работ) по изготовлению и установке надгробного памятника на могиле погибшего (умершего) военнослужащего и приравненного к ним лица.

На основании заключенных договоров с 2010 года по 2012 год Обществом изготовлены и установлены на различных кладбищах надгробные памятники указанным ниже несовершеннолетним узникам фашизма: Краюшкин Н.С., Миловидова К.И., Королькова В.Н., Иванова А.Г.,                      Логинов В.П., Новикова Н.П., Румянцева А.И., Суворова Н.П., Смольков М.В., Скобелева М.А., Вишнякова В.В., Чернявская В.М., Смирнов В.А., Суворов В.В., Чернова Н.Н., Чернов И.С., Попова К.И., Ушакова В.Г., Степникова Т.П., Николаева П.Г., Рамков В.А.

Общая стоимость работ по изготовлению и установке 21 надгробного памятника составляет 402 365 руб.

Общество 24.02.2014, по окончанию выполнения работ по изготовлению и установке надгробных памятников умершим (погибшим) несовершеннолетним узникам фашизма, направило в адрес Комиссариата документы на оплату оказанных услуг по изготовлению и установке надгробных памятников.

Поскольку Комиссариат возмещение затрат не произвел за ним образовалась задолженность в размере 402 365 руб., с требованием о взыскании которой истец обратился в суд.

Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.

В соответствии со статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Таким образом, из указанных положений Федерального закона от № 122-ФЗ следует, что на бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны в полной мере были распространены меры социальной поддержки и льготы, соответственно, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны

В силу статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон № 5-ФЗ) (в ред. Федерального закона № 122-ФЗ) погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей); для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба; погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ).

Федеральным законом от 30.05.2001 № 64-ФЗ положения статьи 11 Федерального закона № 8-ФЗ дополнены частью 5, устанавливающей, что погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников; расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

Статья 24 Федерального закона № 5-ФЗ находится в главе «Социальная защита ветеранов», в связи с чем арбитражный суд обоснованно исходил из того, что предусмотренное данной нормой возмещение расходов является одной из мер социальной поддержки, которая положением пункта 8 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ распространена на бывших несовершеннолетних узников.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников» погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно подпункту 38 пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» одной из основных задач военных комиссариатов является организация погребения военнослужащих и иных категорий граждан в местностях, где нет военных гарнизонов, а также возмещение расходов на их погребение, изготовление и установку надгробных памятников в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов оплатить уполномоченным лицам расходы на погребение, изготовление и установку памятников погибшим (умершим) военнослужащим, ветеранам Великой Отечественной войны и другим лицам перечисленных категорий.

Довод апеллянта о нераспространении указанных льгот на несовершеннолетних узников фашизма, апелляционная инстанции отклоняет как несостоятельный, поскольку норма,  изложенная в пункте 8 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ, не содержит каких-либо ограничений, связанных с объемом льгот и мер социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые могут распространяться на несовершеннолетних узников фашизма.

Таким образом, возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидам и участникам войны, предусмотренное статьей 24 Федерального закона № 5-ФЗ, пунктом 5 статьи 11 Федерального закона № 8-ФЗ, по своему содержанию является льготой и в полной мере распространяется на несовершеннолетних узников фашизма.

Указанная правовая позиция отражена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2014 № ВАС-9292/14.

Факт изготовления и установки истцом 21 надгробного памятника подтвердил начальник  отдела  военного комиссариата Тверской области по                   г. Кашину, Кашинского и Калязинского районов и начальник отдела  военного комиссариата Тверской области по г. Ржеву, Ржевскому, Зубцовскому и Старицкому районов, что следует из актов проверки фактического изготовления и установки надгробных памятников на месте захоронения от 17.09.2012 (т.4, л. 19) и от 03.12.2013 (т.4, л. 26-27).

Данный факт также подтверждается представленными истцом договорами, актами приема-сдачи выполненных работ, наряд-заказами, договорами с заказчиками.

При таких обстоятельствах Общество вправе претендовать на выплату ему суммы, за установку надгробных памятников.

Правила статьи 65 АПК РФ возлагают на каждое лицо, участвующее в деле, обязанность доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений. Ответчик при наличии у него возражений по существу исковых требований обязан представить доказательства, подтверждающие обоснованность своих возражений.

Ответчик доказательств оплаты задолженности не представил.

Следовательно, требование истца о взыскании 402 365 руб. 00 коп. расходов на установку надгробных памятников является обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции в полном объеме.

Поскольку судом полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

 

решение Арбитражного суда Тверской области от 29 июля                             2014 года по делу № А66-5451/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Тверской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий                                                                 А.Н. Шадрина

Судьи                                                                                              А.Я. Зайцева

                                                                                                        Ю.В. Зорина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 по делу n А05-6511/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также