Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2014 по делу n А13-2894/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 октября 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-2894/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 27 октября 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и         Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.

         при участии от муниципального унитарного предприятия «Никольские теплосети» Кокшаровой Л.С. по доверенности от 01.01.2014,                                      от Государственной жилищной инспекции Вологодской области                    Никитиной О.Ф. по доверенности от 14.07.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу   Государственной жилищной инспекции Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17 июля 2014 года по делу                        № А13-2894/2014 (судья Мамонова А.Е.),

 

у с т а н о в и л :

 

муниципальное унитарное предприятие «Никольские теплосети» (место нахождения: 161440, Вологодская область, город Никольск, улица Советская, дом 110; ОГРН 1043500723815; ИНН 3514006119; далее – Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственной жилищной инспекции Вологодской области (место нахождения: 160009, город Вологда, улица Мальцева, дом 52; ОГРН 1033500076609; ИНН 3525131538; далее – Инспекция) о признании  недействительным предписания от 30.12.2013 № 4579-32/1.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Корепина Татьяна Павловна (место жительства город Никольск).

 Решением суда требования удовлетворены.

 Инспекция в апелляционной жалобе и её представитель в судебном заседании просят решение суда изменить или отменить. Указывают, что оплата за отопление на общедомовые нужды или отопление мест общего пользования не предусмотрена Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными  постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, поэтому расчёт платы возможен только исходя из площади жилого помещения; демонтаж радиаторов отопления в квартире не препятствует отоплению данной квартиры за счёт стояков общедомовой системы отопления, проходящих в квартире, и за счёт отопления мест общего пользования (подъезд).

Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в                   судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, его представитель в суд не явился, в связи с чем  дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).    

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.

Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена проверка соблюдения Предприятием обязательных требований Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307), в жилом доме по адресу: Вологодская область, г.Никольск, ул.Новоборисовская, д.64.

В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 19 Правил № 307, в счетах-квитанциях за период май 2011 года – август 2012 года по квартире   № 4 дома № 64 по улице Новоборисовской города Никольска начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производилось исходя из площади мест общего пользования в многоквартирном доме, приходящейся на площадь квартиры, норматива потребления тепловой энергии, установленного решением Комитета Никольского районного самоуправления от 23.08.2013 № 72 и тарифа на тепловую энергию; в нарушение пункта 21 Правил № 307, в счетах-квитанциях за период сентябрь 2012 года – ноябрь 2013 года по указанной квартире начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производилось исходя из площади мест общего пользования в многоквартирном доме, приходящейся на площадь квартиры, объема тепловой энергии, определенного по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии за расчетный период и тарифа на тепловую энергию; задолженность по состоянию на 01.05.2011 по указанной квартире,  образовавшаяся перед МУП «Управляющая компания г. Никольска» в сумме 9487 руб. 17 коп., отражена в счёт-квитанции на оплату коммунальной услуги по отоплению за май 2011 года, выставленной МУП «Никольские теплосети», в то время как  документов, подтверждающих факт передачи задолженности от управляющей организации,  не представлено.

Результаты проверки оформлены актом от 30.12.2013 № 4579-32.

На основании материалов проверки Предприятию выдано предписание от 30.12.2013 № 4579-32/1, в соответствии с которым заявитель  обязан в срок до 15.02.2014 привести в соответствие с требованиями действующего законодательства порядок начисления платы за коммунальную услугу по отоплению по квартире № 4 дома № 64 по улице Новоборисовской города Никольска за период май 2011 года – август 2012 года и за период сентябрь 2012 года – ноябрь 2013 года соответственно.

Предприятие не согласилось с предписанием и обратилось в суд, указав в обоснование требований, что спорная квартира не имеет отдельного входа с улицы, поэтому потребитель пользуется подъездом, в связи с чем  должен оплачивать услугу за отопление мест общего пользования.

Суд первой инстанции признал оспариваемое предписание недействительным, придя к выводу о том, что оно не обладает признаками обоснованности и исполнимости, а предлагаемый Инспекцией расчёт платы за отопление по спорной квартире – не соответствующим закону.

По адресу: Вологодская область, г.Никольск, ул.Новоборисовская, д.64, кв.4, проживает Корепина Татьяна Павловна. Квартира отключена от центрального теплоснабжения 15.09.2005, что подтверждается справкой МУП «Никольские теплосети» от 17.12.2007 № 115. В квартире имеется печное отопление.

Таким образом, владелец квартиры не пользуется услугой её отопления от системы центрального теплоснабжения. Оснований отрицать факт пользования ею услугами по отоплению мест общего пользования: подъезда, - не имеется.

Однако законодательство не содержит норм, обязывающих в указанной ситуации производить оплату, соответствующую оплате, которую должны производить владельцы жилых помещений в многоквартирном доме, пользующихся услугами по отоплению этих жилых помещений.

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).

Подпунктом «а» пункта 19 Правил № 307 установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Названной нормой определено, что размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:

, (1)

где:

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);

- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

В силу подпункта «б» пункта 21 Правил № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальную услугу отопления в жилом помещении определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № 2 к названным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Согласно подпункту 2 пункта 2 приложения № 2 к Правилам № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:

, (7)

где:

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);

- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1.

Иной порядок начисления платы законодательством не установлен. Однако поскольку Корепина Т.П. не пользуется услугой по отоплению квартиры, в которой она проживает, оснований начислять ей  плату по приведённым формулам, то есть исходя из общей площади квартиры в многоквартирном доме, не имеется.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (статья 37 ЖК РФ).

Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии определяется по показаниям приборов учета, установленных на границе балансовой принадлежности тепловых сетей сетевой организации и внутридомовых тепловых сетей. Собственники помещений в многоквартирном доме должны оплачивать весь объем электроэнергии, поступивший на нужды жилого дома. Общий объем потребленной тепловой энергии, определенный по показаниям общедомовых приборов учета, распределяется между указанными собственниками помещений.

Пункт 40 Правил № 354 также определяет, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

Следовательно, собственник помещения в многоквартирном доме обязан оплачивать расходы на отопление мест общего пользования.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции, приняв во внимание правовую позицию, изложенную в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2013 № ВАС-6314/13 по делу № А79-12308/2011, пришёл к правильному выводу о том, что Правила     № 307 подлежат применению к отношениям с потребителем, получающим коммунальную услугу по отоплению квартиры и мест общего пользования в многоквартирном доме, а в отношении расчета задолженности потребителя перед ресурсоснабжающей организацией за отопление только мест общего пользования могут быть использованы и иные методы расчета.

Следовательно, требование Инспекции о начислении по спорной квартире платы за отопление в соответствии с пунктами 19 и 21 Правил № 307  не соответствует закону.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое требование недействительным.

Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

 

           решение Арбитражного суда Вологодской области от  17 июля 2014 года по делу №  А13-2894/2014 оставить без изменения,  апелляционную жалобу  Государственной жилищной инспекции Вологодской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В. Виноградова

Судьи

О.Б. Ралько

А.Ю. Докшина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2014 по делу n А05-3508/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также