Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу n А66-321/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 октября 2014 года

г. Вологда

Дело № А66-321/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 24 октября 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградова О.Н., судей Писаревой О.Г. и       Шумиловой Л.Ф, при ведении протокола секретарем судебного заседания Савинской А.И.,

при участии от Военного комиссариата Тверской области представителя Большакова А.С. по доверенности от 23.03.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Военного комиссариата Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 24 июля 2014 года по делу № А66-321/2014                             (судья Нофал Л.В.),

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Лакома» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Военному комиссариату Тверской области (далее – Комиссариат) о взыскании понесенных расходов по погребению, изготовлению и установке надгробных памятников льготным категориям граждан в сумме 466 174 руб. 00 коп. (с учетом уменьшения размера исковых требований в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда от 24.07.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Комиссариат с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, просил решение отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы апеллянт изложил аргументы, аналогичные по смыслу и содержанию доводам, приведенным им ранее суду первой инстанции, указав на неверную оценку этих доводов судом предыдущей инстанции.

В судебном заседании представитель Комиссариата поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе.

Общество с апелляционной жалобой не согласилось по основаниям, приведенным в отзыве.

Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено без его участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации       (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, Обществом в рамках гражданско-правовых обязательств, возникших из договоров на оказание услуг по погребению погибшего (умершего) военнослужащего, или приравненного к ним лица и выполнение работ по увековечению его памяти, заключенных с третьими лицами (родственниками погибших (умерших) граждан), были выполнены работы и оказаны услуги по захоронению граждан, а также по изготовлению и установке надгробных памятников умерших граждан, имевших при жизни статус ветеранов Великой Отечественной Войны и бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

Так в период с период с 2010 по 2011 годы Обществом в рамках названных договоров выполнены работы по погребению умерших граждан Матвеева Н. И., Руленковой Н. Д., Смирновой П. В., Пудова В. В., Семеновой В. В.,                    Бархатова И.А., Хватова М. В., Тиховой Л. З.,  Алексеевой А.А., Давидович Г.Г., Иванова А. И., Бугренковой В. Н., Григорьева П. А., Заруцкого А. А.,                     Шпикова В. Д., Николаевой Л. И., Иванова Н.И., Медведевой Е.П.,                    Семеновой З. А., Стуловой А. Л., Захаровой А.П., Иванова П.Ф.,                       Цветковой В.А., Беляева Н.И., Иванова П.И., Смирнова В.М., Белова В.И., Волынского В. И., Ларченкова В.В.

Договорами на организацию похорон, заключенными с родственниками указанных лиц, предусмотрено, что право требования заказчика по возмещению затрат, связанных с организацией похорон, переходит к истцу. Факт выполнения работ и их стоимость подтверждается подписанными родственниками умерших и Обществом актами приема-сдачи выполненных работ по установке надгробных памятников, наряд-заказами и квитанциями, имеющимися в материалах дела.

Общая стоимость выполненных обществом работ по захоронению умерших граждан, изготовлению и установке надгробных памятников составила 466 174 руб. 00 коп.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из установленного факта оказания истцом ритуальных услуг и обязанности Комиссариата по их оплате в указанной сумме.

Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым по делу судебным актом в силу следующего.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон и ветеранах) погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих – с отданием воинских почестей); для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба; погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон № 8-ФЗ).

Согласно пункту 5 статьи 11 Закона № 8-ФЗ погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников; расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Приведенная выше норма не содержит каких-либо ограничений, связанных с объемом льгот и мер социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которые могут распространяться на несовершеннолетних узников фашизма.

Возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидам и участникам войны, предусмотренное статьей 24 Закона о ветеранах, пунктом 5 статьи 11 Закона № 8-ФЗ по своему содержанию является льготой и в полной мере распространяется на несовершеннолетних узников фашизма.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников» погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

В силу пункта 2 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 № 5 (далее – Порядок) порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются:

а) на военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания;

б) на погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имевших общую продолжительность военной службы 20 и более лет;

в) на ветеранов военной службы;

г) на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы;

д) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пунктам 30, 31 Порядка при погребении лиц, указанных в пункте 2, воинскими частями за счет средств, выделяемых Министерству обороны из федерального бюджета на эти цели, производится оплата следующих ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения погибшего (умершего); перевозка погибшего (умершего) в морг, услуги морга; предоставление и доставка гроба, урны, венка; перевозка тела (останков) погибшего (умершего) к месту погребения (кремации); погребение (кремация).

Оплата ритуальных услуг производится родственникам, законным представителям или иным лицам, взявшим на себя обязанности по погребению лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.

В случае отсутствия указанных лиц, а также в случае их письменного отказа взять на себя обязанности по погребению погибших (умерших), расходы организациям, оказавшим соответствующие ритуальные услуги, оплачиваются воинскими частями в аналогичном порядке.

Подпунктом 37 пункта 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007         № 1132, установлено, что одной из задач военных комиссариатов является организация погребения военнослужащих и иных категорий граждан в местностях, где нет военных гарнизонов, а также возмещения расходов на их погребение, изготовление и установку надгробных памятников в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В силу положений пункта 35 Порядка оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета. Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 36 Порядка получателями оплаты являются родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), которые вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников.

Таким образом, Общество, взявшее на себя обязанность по организации похорон и осуществлению ритуальных услуг является уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов, вследствие чего вправе обращаться за оплатой этих расходов в Военный комиссариат Тверской области.

Вопреки аргументам апеллянта право умерших лиц, перечисленных выше, на социальные гарантии на погребение и увековечение памяти также подтверждается материалами дела и Комиссариатом не опровергнуто.

Проверяя доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что они не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, а следовательно, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:   

решение Арбитражного суда Тверской области от 24 июля 2014 года по делу № А66-321/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Тверской области  – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня принятия.

 

Председательствующий

О.Н. Виноградов

Судьи

О.Г. Писарева

Л.Ф. Шумилова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2014 по делу n А44-845/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также