Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 по делу n А13-3846/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

09 октября 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-3846/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 09 октября 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и  Шадриной А. Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,

при участии от открытого акционерного общества «Российские железные дороги» представителя Некрасовой А.И. по доверенности от 05.02.2013, от открытого акционерного общества «Череповецкий порт» представителя Ивановой Ю.А. по доверенности от 26.09.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Череповецкий порт» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 июля 2014 года по делу            № А13-3846/2014(судья Курпанова Н.Ю.),

установил:

 

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к открытому акционерному обществу «Череповецкий порт» (ОГРН 1023501238298; далее – Порт) о взыскании                     1 294 778 руб. 25 коп. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в июне 2013 года.

Решением от 10.07.2014 суд взыскал с Порта в пользу Общества                   1 294 778 руб. 25 коп., а также 25 947 руб. 78 коп. возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

Порт с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просил его отменить, принять по делу новый судебный акт. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Суд первой инстанции ошибочно посчитал, что в договоре от 31.12.2008 № 4-135 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования стороны согласовали плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования в размере, установленном тарифным руководством № 2. Тарифное руководство № 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ РФ), которой не предусмотрены основания для начисления платы за пользование вагонами. В данном случае пунктом «а» параграфа 9 договора определено условие взимании платы в размере 50 % от ставок плат, приведенных в таблице № 9 тарифного руководства № 2. Названный   пункт договора не содержит указание на применение повышающих коэффициентов, установленных тарифным руководством № 2. Расчет истца, основанный на коэффициенте, установленном приказом Федеральной службы по тарифам от 37.11.2012 № 301-т/1, не соответствует условию договора. Условие о взимании платы за время нахождения вагонов является договорным, ее размер устанавливается в добровольном порядке по соглашению сторон, к нему не может применяться исполнительной власти для субъекта естественной монополии, без специальной оговорки сторон, допускающей применение таких повышающих коэффициентов. Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой. Ссылки суда первой инстанции на иную судебную практику не состоятельны, так как в настоящем деле  другие обстоятельства.

Представитель Порта в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы и требования жалобы, просил решение суда отменить, в иске отказать.

Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Выслушав представителей Общества и Порта, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе  и отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, между сторонами заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Порта на станции Череповец - Пристань Северная железная дорога от 31.12.2008                   № 4-135, в соответствии с которым производится эксплуатация, принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего ко 2-ому пути станции Череповец – Пристань стрелочными переводами № 3 и  5, обслуживаемого локомотивом перевозчика.

В соответствии с параграфом 2 договора развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 2615 м.

По мнению истца в июне 2013 года в адрес ответчика прибывали вагоны, которые задержаны в подаче по причине занятости фронта погрузки прибывшими ранее вагонами, в связи с этим зачислялись на платное пользование на путях общего пользования.

По факту задержки порожних вагонов с указанием причины и времени их задержки перевозчиком оформлены акты общей формы.

По расчету истца, плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в июне 2013 года составила 1 294 778 руб. 25 коп.

Ссылаясь на то, что задержка вагонов на станции произошла по причине, зависящей от ответчика, истец обратился в суд с настоящим иском.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и по размеру, удовлетворил иск.

Апелляционная инстанция не находит правовых  оснований для вмешательства в обжалуемый судебный акт.

В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со статьей 791 ГК РФ погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза.

Согласно статье 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Тарифное руководство № 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 УЖТ РФ.

Из буквального толкования статьи 39 УЖТ РФ не следует, что названная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, за время в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.

Однако плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, может взиматься при достижении сторонами соответствующего соглашения.

В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Рассматриваемым договором стороны определили условие о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования, при задержке их в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от ответчика.

При этом стороны согласовали плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования в размере, установленном Тарифным руководством № 2.

Суд первой инстанции правомерно указал на  наличие у  истца  права на взимание с ответчика заявленной  платы.

Тарифное руководство № 2 используется истцом в целях определения размера платы как договорное условие.

Как следует из материалов дела, истец в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, представил ведомости подачи и уборки вагонов, акты общей формы.

Ответчик от подписания актов общей формы отказался, о чем имеются соответствующие отметки на указанных документах.  На дату составления актов общей формы ответчик своих разногласий не представил.

Данные обстоятельства суд оценил так, что на дату составления актов ответчик не оспаривал факты, изложенные в них.

Из представленных документов видно, что ответчиком допущен простой вагонов на путях общего пользования.

Согласно параграфу  9 договора владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами за время нахождения вагонов и контейнеров на пути необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, не зависящим от перевозчика, по ставкам, установленным тарифным руководством № 2, а  при задержке приема или отправления собственных и арендованных вагонов - плату за время нахождения собственных и арендованных вагонов на железнодорожных путях общего пользования в размере 50 %  от плат, приведенных в таблице № 9 тарифного руководства             № 2.

Истцом предоставлен расчет платы за пользование вагонами, составленный в соответствии с базовыми ставками, установленными таблицей № 9 к тарифному руководству № 2 с применением коэффициента 3,159 с учетом положений договора в размере 50 %.

Пунктом 12 тарифного руководства № 2 установлено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользование обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 % от плат, приведенных в таблицах № 9, 10.

Суд первой инстанции установил, что стороны, сославшись на внесение платы в соответствии с тарифным руководством № 2, договорились, что к их отношениям применяются нормы данного нормативного акта. При этом ссылка на тарифное руководство № 2 использовалась сторонами именно в целях определения размера платы как договорного условия. Стороны определили  применять к своим отношениям размер платы, установленный в пункте 12 тарифного руководства № 2, а именно 50 % от ставок таблицы № 9. Основание для применения платы в данном размере установлено в договоре.

Поскольку ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии, то ставки в договоре установлены не в произвольной сумме, а в размере, установленном пунктом 12 тарифного руководства № 2.

Расчет платы, представленный истцом, суд первой инстанции проверил, признал его правильным.

Правовые основания для переоценки данных обстоятельств и доказательств апелляционный суд не усматривает.

Довод подателя жалобы о неправомерном применении истцом коэффициента 3,159 к базовым ставкам при определении размера подлежащей взысканию платы был предметом подробного исследования в суде первой инстанции. Суд правомерно его отклонил, применив условия договора.

Плата за пользование вагонами, установленная тарифным руководством № 2, включает вагонную составляющую (плату за пользование вагоном) и инфраструктурную составляющую (оплату за пользование железнодорожным путем общего пользования) составляющие под общим наименованием - плата за пользование вагонами.

При нахождении груза в вагоне происходит пользование вагоном, а поскольку вагон обязательно находится на железнодорожных путях, то одновременно происходит и пользование железнодорожным путем (инфраструктурой), в спорном случае - путем общего пользования, принадлежащими истцу.

В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ                     «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» общество относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.

В соответствии со  статьей 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.11.2012 № 301-т/1 об индексации тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки с 01.01.2013 установлен коэффициенты к ставкам платы за пользование вагонами и контейнерами, установленных тарифным руководством № 2 в размере 3,159.

В соответствии с пунктом 22 тарифного руководства № 2 индексация платы за пользование вагонами, контейнерами и размеров уменьшения действующих тарифов, определенных в соответствии с настоящим тарифным руководством, осуществляется одновременно с индексацией тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, установленные Федеральной службой по тарифам.

Как правомерно указал суд,  стороны, включив в договор условие о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования по правилам и ставкам, установленным тарифным руководством № 2,  согласовали применение коэффициента индексации, поскольку базовая ставка устанавливается Федеральной службой по тарифам России на определенный промежуток времени с учетом данных коэффициентов. Иного размера ставки на 2013 год без учета соответствующего коэффициента не существовало, поскольку при установлении Федеральной службой по тарифам новых коэффициентов к базовым ставкам тарифов, сборов и платы на перевозки грузов, расчеты за которые осуществляются в соответствии с размером прейскуранта № 10-01 «Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами», данные ставки индексируются в соответствии с установленными Федеральной службы по тарифам

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 по делу n А05-6618/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также