Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014 по делу n А05-7020/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 03 октября 2014 года г. Вологда Дело № А05-7020/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 года. В полном объёме постановление изготовлено 03 октября 2014 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 июля 2014 года по делу № А05-7020/2014 (судья Дмитревская А.А.),
у с т а н о в и л: федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (ОГРН 1022901025586; далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Западного управления Ростехнадзора (ОГРН 5067847165018; далее – Управление) от 29.05.2014 № 56-32-А/3434-1136/ПС о привлечении к административной ответственности по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 рублей. На основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства. Решением суда от 30 июля 2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Учреждение не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие вины в совершении вмененного административного правонарушения. Считает возможным, исходя из характера и степени общественной опасности правонарушения, применение статьи 2.9 КоАП РФ. Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным. Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ. Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как следует из материалов дела, Архангельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях была проведена плановая проверка состояния законности в Учреждении, в ходе которой при эксплуатации электроустановок выявлены нарушения Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 № 6 (далее – Правила). Архангельским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Пономаревым Р.В. 29.04.2014 вынесено постановление о возбуждении в отношении Учреждения дела об административном правонарушении по статье 9.11 КоАП РФ. Данное постановление и материалы проверки направлены в Управление для рассмотрения дела по существу. Главным государственным инспектором отдела по государственному энергетическому надзору по Архангельской области Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Титаренко Н.В., при участии представителей Учреждения - врио начальника Романова В.В., главного инженера Максимова Э.Н., старшего юрисконсульта Сологуб Т.Н., в присутствии помощника Котласского межрайонного прокурора Архангельской области, 29.05.2014 вынесено постановление № 56-32-А/3434-1136/ПС о привлечении Учреждения к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Не согласившись с указанным постановлением, Учреждение обратилось в суд с соответствующим заявлением. Суд первой инстанции правомерно отказал Учреждению в удовлетворении заявленных требований. Статьей 9.11 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки. На основании статьи 23.30 названного Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.11 КоАП РФ, рассматривают органы государственного энергетического надзора. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является органом федерального государственного энергетического надзора (постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»). При проверке, проведенной прокуратурой, установлено нарушение Учреждением пунктов 1.2.3, 1.2.7, 1.4.3, 1.4.4, 1.4.9, 1.6.3, 1.7.14, 1.7.20, 1.7.23, 1.8.1, 1.8.2, 1.3.12, 1.8.9 Правил, а именно: ответственные за энергетическое хозяйство не имеют V группу по электробезопасности для работы в электроустановках напряжением выше 1000 В; не утвержден (отсутствует) перечень должностей и профессий электротехнического и электротехнологического персонала, которым необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности; не утвержден (отсутствует) перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу I группы по электробезопасности; не разработаны программы подготовки электротехнического персонала; отсутствуют годовые планы (графики) ремонтов основного оборудования электроустановок; заместитель ответственного за электрохозяйство не обеспечен личной инструкцией по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве; не разработан план мероприятий по предотвращению аварийных выбросов в окружающую среду в связи с эксплуатацией маслонаполненного электрооборудования (трансформаторы); имеющиеся трансформаторные подстанции не укомплектованы первичными средствами пожаротушения; не составлен и не утвержден руководителем перечень технической документации; отсутствуют инструкции по предотвращению и ликвидации аварий, инструкции по выполнению переключений без распоряжений, перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации; не утверждены списки работников, имеющих право выполнения оперативных переключений, ведения оперативных переговоров, единоличного осмотра электроустановок и электротехнической части технологического оборудования, имеющих право отдавать распоряжения, выдавать наряды, которым даны права допускающего, ответственного руководителя работ, производителя работ, наблюдающего; не установлен порядок хранения технической документации. Также установлены нарушения пункта 1.3.12 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок ПОТ Р М-016-2001. РД 153-34.0-03.150-00, утвержденных постановлением Минтруда России от 05.01.2001 № 3 и приказом Минэнерго России от 27.12.2000 № 163 (далее - Правила безопасности), а именно не определен порядок хранения и выдачи ключей от электроустановок, учет выдачи и возврата ключей не ведется. Кроме того, в нарушение требований пунктов 1.8.9, 1.7.1, 1.7.3, 2.2.20, 2.2.21 Правил, пункта 1.1.4 Правил безопасности, приложения 8 к Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 261, в Учреждении отсутствует журнал выдачи и возврата ключей от электроустановок; нет средств защиты, инструментов и приспособлений, отвечающих требованиям соответствующих государственных стандартов и действующих правил применения и испытания средств защиты; на дверях РУ, имеющихся в Учреждении, отсутствуют предупреждающие плакаты и знаки установленного образца. Событие правонарушения в рассматриваемом случае подтверждается справкой Архангельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 04.04.2014, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.04.2014 и Учреждением по существу не оспаривается. На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат. В рассматриваемом случае, как правомерно указал суд первой инстанции, возможность для соблюдения Учреждением правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, имелась, однако им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного Учреждение не представило. При этом представление документов, подтверждающих устранение заявителем вмененных нарушений и намерение их устранить, не свидетельствует об отсутствии вины Учреждения в несоблюдении требований Правил и Правил безопасности, так как на момент проведения проверки нарушения имели место. Штраф назначен Учреждению в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 9.11 КоАП РФ. Установленный КоАП РФ порядок привлечения к административной ответственности ответчиком соблюден. Суд первой инстанции обоснованно сделал вывод об отсутствии оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ. В соответствии с этой статьей при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания. Согласно пункту 18.1 названного Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. В данном случае исключительные обстоятельства, позволяющие признать данное правонарушение малозначительным, не имеются. Как разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, возможность освобождения от административной ответственности путем признания административного правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности предусмотренного конкретной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административного штрафа характеру совершенного правонарушения, способствовала бы формированию атмосферы безнаказанности, что несовместимо с вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципом неотвратимости ответственности за нарушение закона. Следовательно, в системе действующего правового регулирования институт освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения ориентирован исключительно на правоприменительную оценку самого правонарушения и не предназначен для целей учета имущественного и финансового положения юридических лиц или иных смягчающих административную ответственность обстоятельств, а потому не может быть отнесен к средствам, которые позволяли бы при определении меры административной ответственности скорректировать последствия законодательного установления значительных минимальных размеров административных штрафов и тем самым избежать непропорционального ограничения имущественных прав юридических лиц. По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, суд обязан установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Учреждения к требованиям законодательства о пользовании электрической энергией и эксплуатации электроустановок, несоблюдение которых влечет угрозу жизни и здоровью людей. В силу изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Управления. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 июля 2014 года по делу № А05-7020/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» – без удовлетворения.
Судья Н.Н. Осокина Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2014 по делу n А13-14900/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|