Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 по делу n А05-2986/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

25 сентября 2014 года

г. Вологда

Дело № А05-2986/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 25 сентября 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Журавлева А.В., судей Елагиной О.К. и                   Рогатенко Л.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания             Саакян Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия «Водоканал» муниципального образования «Няндомский район» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 июня 2014 года по делу № А05-2986/2014 (судья Трубина Н.Ю.),

у с т а н о в и л:

 

муниципальное предприятие «Водоканал» муниципального образования «Няндомский район» (ОГРН 1062918000573; далее – Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Бизнес-центр ТОП ОФИС» (ОГРН 1022900513712; далее - Общество) о взыскании 11 727 руб. 08 коп. долга за услуги по приему сточных вод от объекта – автостанции, расположенного по адресу: г. Няндома, ул. Севастьянова, д. 40, оказанные за период с 01.12.2013 по 31.01.2014.

Определением суда от 20.03.2014 исковое заявление принято к производству, возбуждено производство с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства.

В связи с необходимостью исследования дополнительных доказательств суд в соответствии с частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) определением от 14.05.2014 перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Решением суда от 19 июня 2014 года с Общества в пользу Предприятия взыскано 6161 руб. 46 коп. долга. В удовлетворении остальной части иска отказано. В доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1050 руб. 81 коп. с Общества и в сумме 949 руб. 19 коп. с Предприятия.

Предприятие с решением суда не согласилось, обратилось с жалобой, в которой просит его изменить в части начисления за водоотведение в количестве 82,2 куб. м по одинарному тарифу 28 руб. 69 коп. (без налога на добавленную стоимость (далее - НДС)) за 1 куб. м стоков, а не по тарифу с коэффициентом 3, взыскать с Общества в пользу Предприятия 11 727 руб. 08 коп. долга.

Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что порядок взимания платы за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов не связан с фактом заключения договора на прием сточных вод в городскую канализацию от 20.07.2010 № 29/10. По мнению подателя жалобы, неподписание договора или несогласие абонентов с лимитами водоотведения не освобождают ответчика от обязательств, возложенных на него законом по оплате стоимости сверхнормативного водоотведения. Предприятие полагает, что договор является заключенным с 01.02.2013.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы  извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи  с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в период с 01.12.2013 по 31.01.2014 истец оказал ответчику услуги по водоотведению в отношении объекта – автостанции, расположенного по адресу г. Няндома, ул. Севастьянова, д. 40, и принадлежащего ответчику.

Ответчиком акты оказанных услуг от 25.12.2013 № 1389 и от 31.01.2014 № 74 не подписаны, возражения по объему водоотведения, а также по размеру примененных в расчетах тарифов не представлены.

Для оплаты оказанных услуг истец выставил ответчику счета-фактуры на общую сумму 11 727 руб. 08 коп., в том числе от 25.12.2013 № 1393 на сумму 1 557 руб. 29 коп., от 31.01.2014 № 74 на сумму 10 169 руб. 79 коп.

В счете-фактуре от 25.12.2013 № 1393 к оплате предъявлено за услуги водоотведения в количестве 46 куб. м. В счете-фактуре от 31.01.2014 № 74 к оплате предъявлено за услуги водоотведения в количестве 53,8 куб. м и за сверхнормативное водоотведение в количестве 82,2 куб. м.

Поскольку ответчик свои обязательства по оплате оказанных услуг не исполнил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, и производить оплату водоотведения.

В силу пункта 2 названной статьи к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее –            ГК РФ), если иное не установлено Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.

Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу пункта 2 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В соответствии с пунктом 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644), организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом № 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.

В пункте 28 Правил № 644 закреплено, что абоненты оплачивают полученную холодную воду, отведение сточных вод в объеме потребленной холодной воды, отведенных сточных вод до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. Расчетный объем потребления холодной воды, отведенных сточных вод определяется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Пунктом 88 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее - Правила № 167), предусмотрено, что абонент обязан своевременно производить оплату организации водопроводно-канализационного хозяйства за сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества.

Правилами № 167 установлено, что под сверхнормативным сбросом сточных вод понимается сброс сточных вод и загрязняющих веществ, превышающий установленные нормативы водоотведения как по объему, так и по составу, а пунктом 13 данных Правил прямо предписывается указывать в договоре в качестве существенного условия, наряду с лимитами на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод, порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая плату за сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод.

Согласно пункту 58 Правил № 167 лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом фактических мощностей систем водоснабжения и канализации; необходимости первоочередного удовлетворения нужд населения в питьевой воде и отведении бытовых сточных вод; соблюдения лимитов забора питьевой воды и сброса сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, установленных организации водопроводно-канализационного хозяйства водохозяйственными и природоохранными органами; проведения абонентом мероприятий по рациональному использованию питьевой воды, сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ; баланса водопотребления и водоотведения абонента.

Пунктом 70 Правил № 167 определено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» установление порядка взимания платы за сброс сточных вод в системы канализации населенных пунктов отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением администрации муниципального образования «Няндомское» от 16.12.2010 № 224 «О режиме водопотребления и водоотведения» в связи с выведением с 01.01.2008 из эксплуатации очистных сооружений, находящихся в аварийном состоянии, лимит водопотребления и водоотведения установлен в размере 80 процентов от нормы потребления (пункт 1). Этим же постановлением функции установления лимита водопотребления и нормативов водоотведения абонентов (организаций, учреждений, предприятий, независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), пользующихся коммунальными системами Предприятия, переданы Предприятию (пункт 2).

Пунктами 6, 7, 12 постановления администрации Архангельской области от 09.07.2007 № 132-па «Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Архангельской области» (далее – Постановление № 132-па) определено, что нормативами водоотведения являются лимиты водоотведения, которые являются предельным объемом принимаемых (сбрасываемых) в системы канализации населенных пунктов (включая общесплавные системы канализации) сточных вод на определенный период времени, установленные абоненту на основании Правил № 167, - по объему сточных вод. Абоненты обеспечивают соблюдение нормативов водоотведения сточных вод в системы канализации населенных пунктов, что должно быть закреплено в договорах абонентов с организациями водопроводно-канализационного хозяйства на прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ. Взимание с абонентов платы за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Архангельской области производится организацией водопроводно-канализационного хозяйства за общий объем фактически сброшенных сточных вод и фактическую массу сброшенных загрязняющих веществ на основании Правил № 167 и заключенных между ними договоров. Начисление платы за сверхнормативные сбросы сточных вод по объему и составу (качеству) зависит от величины превышения установленных нормативов сброса и производится в случае при превышении установленных нормативов водоотведения по объему (лимиту).

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Объем отведенных сточных вод определен истцом по показаниям прибора учета, что подтверждается журналом показаний водомеров.

Стоимость принятых сточных вод определена истцом исходя из тарифов, установленных постановлениями Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 11.12.2012 № 90-в/16 «Об установлении тарифов на холодную воду и услуги водоотведения, оказываемые МП «Водоканал» на территории муниципального образования «Няндомское» муниципального образования «Няндомский муниципальный район» и от 10.12.2013 № 76-в/28 «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые МП «Водоканал» на территории муниципального образования «Няндомское» муниципального образования «Няндомский муниципальный район».

Стоимость сверхнормативного водоотведения исчислена истцом в соответствии с Постановлением № 132-па с применением к установленному тарифу повышающего коэффициента 3.

Учитывая, что материалами дела подтвержден факт оказания истцом в спорный период услуг по водоотведению в  количестве 182 куб. м на сумму 6161 руб. 46 коп., принимая во внимание, что доказательств, подтверждающих полную оплату оказанных истцом услуг, не представлено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании задолженности частично, в указанном выше размере.

Судом также установлено, что в письменной форме договор сторонами не заключен, лимиты водоотведения сторонами не согласованы, доказательства установления ответчику лимитов водоотведения в порядке, установленном действующим законодательством, в материалах дела отсутствуют.

Экономически и технически обоснованного расчета лимита водоотведения с приложением исходных данных в материалах дела не имеется.

Вопрос о назначении экспертизы для определения размера лимита при рассмотрении дела не ставился.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика стоимости сверхнормативного водоотведения в январе 2014 года.

Таким образом, арбитражный апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы, отсрочка по уплате которой была предоставлена Предприятию, подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

 

решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 июня                    2014 года по делу № А05-2986/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия «Водоканал» муниципального образования «Няндомский район»- без удовлетворения.

Взыскать с муниципального предприятия «Водоканал» муниципального образования «Няндомский район» (ОГРН 1062918000573; место нахождения: 164200, Архангельская обл., г. Няндома, ул. Строителей, д. 20а) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.

Председательствующий

А.В. Журавлев

Судьи

О.К. Елагина

Л.Н. Рогатенко

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2014 по делу n А66-1313/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Прекратить производство по апелляционной жалобе (ст.265, по аналогии со ст.150 АПК)  »
Читайте также