Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2009 по делу n А52-4932/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 09 февраля 2009 года г. Вологда Дело № А52-4932/2008 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В., Чельцовой Н.С. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 28 ноября 2008 года (судья Леднева О.А.),
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Восточно-Европейский рынок лесоматериалов» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области (далее – налоговая инспекция) об обязании принять решение о начислении процентов в сумме 226 439 руб. 60 коп. и направить поручение в орган Федерального казначейства. Решением Арбитражного суда Псковской области от 28 ноября 2008 года по делу № А52-4932/2008 заявленные обществом требования удовлетворены частично, суд обязал налоговую инспекцию принять решение о начислении в пользу общества процентов в сумме 186 663 руб. 09 коп. за период с 04.10.2007 по 02.07.2008 за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость за март 2007 года и направить поручение на возмещение процентов в указанной сумме в орган Федерального казначейства. В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу отказано. Налоговая инспекция с решением суда не согласилась и обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что размер процентов за нарушение срока возврата налога следует определять исходя из буквального толкования пункта 10 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), а именно исходя из 1/366 ставки рефинансирования. Согласно приложенному в суд первой инстанции расчету размер процентов, по мнению налоговой инспекции, составляет 184 444 руб. 43 коп. Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило. Общество и налоговая инспекция надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как следует из материалов дела, 18.04.2007 общество представило в налоговую инспекцию декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за март 2007 года, в которой указало налог на добавленную стоимость, подлежащий возмещению в размере 2 441 697 руб. (листы дела 44 – 48). Одновременно с декларацией общество подало в инспекцию пакет документов, установленных пунктом 1 статьи 165 НК РФ, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов. По результатам камеральной проверки представленной налоговой декларации налоговой инспекцией составлен акт проверки от 01.08.2007 № 2235-16-01/2614 и принято решение от 18.09.2007 № 16-01/224 об отказе полностью в возмещении сумм налога на добавленную стоимость в размере 2 441 697 руб. (листы дела 7 – 12). Общество с данным решением не согласилось и оспорило его в арбитражный суд в части отказа налоговой инспекцией в возмещении ему НДС в размере 2 439 717 руб. Также общество 25.09.2007 обратилось в налоговую инспекцию с заявлением на возврат заявленного к возмещению по налоговой декларации за март 2007 года НДС в размере 2 441 697 руб. (лист дела 49). Решением Арбитражного суда Псковской области от 29 января 2008 года по делу № А52-4478/2007, оставленным без изменений постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, заявленные обществом требования о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области от 18.09.02007 № 16-01/224 в части отказа в возмещении НДС в размере 2 427 041 руб. 56 коп. удовлетворены (листы дела 13 – 22). Во исполнение данного решения суда налоговой инспекцией принято решение от 01.07.2008 № 5612 о возврате НДС в сумме 2 427 041 руб. 56 коп. (лист дела 24). Налог в указанной сумме был возвращен обществу на его счет Управлением федерального казначейства по Псковской области на основании платежного поручения от 01.07.2008 № 664 (лист дела 25). Общество, посчитав, что налоговый орган несвоевременно возвратил ему НДС, заявленный к возмещению на основании налоговой декларации за март 2007 года, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением. Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования общества частично, обязав налоговую инспекцию принять решение о начислении в пользу общества процентов в сумме 186 663 руб. 09 коп. за период с 04.10.2007 по 02.07.2008 за несвоевременный возврат НДС за март 2007 года и направить поручение на возмещение процентов в указанной сумме в орган Федерального казначейства по следующим основаниям. В силу пункта 17 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» внесенные этим законом в статью 176 Налогового кодекса Российской Федерации изменения применяются в отношении налоговых деклараций, в которых заявлено право на возмещение НДС и которые представляются в налоговые органы после 31 декабря 2006 года. На основании пункта 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 – 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 176 НК РФ определено, что по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. Согласно пункту 3 статьи 176 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса. Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно с этим решением выносится решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению. В силу пункта 8 статьи 176 НК РФ поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. Пунктом 10 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.11.2005 № 7528/05 также разъяснил, что в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ проценты начисляются с того момента, когда сумма налога должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога. Из материалов дела следует, что принятым по результатам камеральной проверки декларации по НДС за март 2007 года решением от 18.09.2007 № 16-01/224 налоговая инспекция отказала обществу в возмещении НДС в размере 2 441 697 руб. (листы дела 7 – 12). Решением Арбитражного суда Псковской области от 29.01.2008 по делу № А52-4478/2007 заявленные обществом требования о признании незаконным решения от 18.09.02007 № 16-01/224 удовлетворены в части отказа в возмещении НДС в размере 2 427 041 руб. 56 коп. (листы дела 13 – 22). Как правомерно указано судом первой инстанции, признание судом недействительным решения налогового органа об отказе налогоплательщику в возмещении налога из бюджета и возложение на налоговый орган обязанности возместить налог путем возврата из бюджета свидетельствуют о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение. Вынесение налоговым органом неправомерного решения об отказе в возмещении налога следует рассматривать как невынесение в установленный срок решения о возмещении налога. Следствием таких действий является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, в связи с чем он вправе получить компенсацию своих финансовых потерь в виде процентов. Таким образом, налоговый орган обязан начислить проценты за несвоевременный возврат НДС в сумме 2 427 041 руб. 56 коп. за март 2007 года. При этом с учетом указанных выше положений срок исчисления процентов следует исчислять с 12-го дня после завершения камеральной проверки, по итогам которой принято соответствующее решение, то есть с 04.10.2007. В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 13 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» (в редакции от 04.12.2000) при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации число дней в году (месяце) принимается равным соответственно 360 и 30 дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования в части взыскания с ответчика процентов в сумме 186 663 руб. 09 коп. за период с 04.10.2007 по 02.07.2008 с учетом одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования. По указанным основаниям суд апелляционной инстанции отклоняет довод жалобы о том, что при проведении расчета процентов, подлежащих начислению, количество дней в году, используемое при расчете процентов, следует принимать как 365 дней за 2007 год и 366 дней за 2008 год. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции отсутствуют. Поскольку с 29.01.2009 в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 337.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены, государственная пошлина в сумме 1000 руб. не подлежит взысканию с налоговой инспекции за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л : решение Арбитражного суда Псковской области от 28 ноября 2008 года по делу № А52-4932/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области – без удовлетворения. Председательствующий Н.Н. Осокина Судьи Н.В. Мурахина Н.С. Чельцова Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2009 по делу n А13-8411/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|