Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2014 по делу n А05-5352/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 сентября 2014 года

г. Вологда

Дело № А05-5352/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года

В полном объеме постановление изготовлено 22 сентября 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В., Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,

при участии от Городского Собрания депутатов муниципального образования «Котлас» Носарева А.Н. по доверенности от 25.06.2014,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Котлас и Котласском районе Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 июня 2014 года по делу № А05-5352/2014 (судья Дмитревская А.А.),

у с т а н о в и л:

 

Городское Собрание депутатов муниципального образования «Котлас» (ОГРН 1042901306073; далее – собрание депутатов) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас и Котласском районе Архангельской области (ОГРН 1022901026939; далее – управление) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 25.04.2014 № 03901014РВ0000100 и № 03901014ИС0000100.

Решением Арбитражного суда Архангельской области                                          от 30 июня 2014 года заявленные требования удовлетворены.

Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на то, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права.

Собрание депутатов в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами в ней изложенными, не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.

Управление, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации                   (далее – АПК РФ).

Заслушав пояснения представителя собрания депутатов, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, на основании решения  о проведении проверки от 17.02.2014 управлением в отношении собрания депутатов проведена выездная (плановая) проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования  плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.

По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 25.03.2014                                           № 03901014АВ0000083.

 Проверкой установлено, что в нарушение части 1 статьи 7, части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) в базу для начисления страховых взносов за 2011-2013 годы не включены суммы вознаграждения Трубачеву Александру Юрьевичу за время осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, в общей сумме 60 373 руб. 16 коп.

Кроме того, в базу для начисления страховых взносов за тот же период не включены суммы компенсации за время осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления в общей сумме                                                  3 678 897 руб. 60 коп.

Основанием для доначисления страховых взносов послужил вывод управления о том, что деятельность выборного лица местного самоуправления отнесена к трудовой деятельности физического лица.

Выявленные нарушения, по мнению управления, также привели к тому, что страхователем представлены неполные и недостоверные сведения в отношении сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже.

По результатам проверки, управлением вынесены решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 25.04.2014 № 03901014РВ0000100, которым  заявитель привлечен к ответственности по части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 212 714 руб. 21 коп. за неполную уплату страховых взносов, ему начислены пени в общей сумме 148 172 руб. 98 коп. и предложено уплатить недоимку в общей сумме 1 063 571 руб. 04 коп.; и № 03901014ИС0000100, которым заявитель привлечен к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) за  представление неполных (недостоверных) сведений индивидуального  персонифицированного) учета в виде штрафа в размере 43 643 руб. 41 коп.

Не согласившись с указанными решениями управления, собрание депутатов обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.

На основании  статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что собрание депутатов является плательщиком страховых взносов.

Частью 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщик страховых взносов обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.

В соответствии со статьей 15 Закона № 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

В соответствии с частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Статьей 33 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Следовательно, по результатам данной проверки орган контроля за уплатой страховых взносов обязан установить не только полноту и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, но и действительную обязанность (наличие правовых оснований) для исчисления и уплаты страховых взносов в размере, указанном в соответствующем расчете.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Закона Архангельской области от 24.06.2009 № 37-4-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области» (далее - Закон № 37-4-ОЗ) выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, за счет средств местного бюджета муниципального образования гарантируется в числе прочего вознаграждение за время осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления.

На основании части 4 статьи 3 Закона № 37-4-ОЗ выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, за счет средств местного бюджета муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования Архангельской области может гарантироваться выплата компенсации за осуществление полномочий выборного лица местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 3, 3.1 статьи 29 Устава муниципального образования «Котлас» (принят решением Собрания депутатов муниципального собрания «Котлас» от 15.12.2005 № 148) (с изм.) депутату Собрания депутатов муниципального собрания «Котлас», осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, за счет средств бюджета муниципального образования «Котлас» гарантируется, выплата вознаграждения и компенсации за осуществление им своих полномочий.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 212-ФЗ названный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В силу подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ  (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 № 339-ФЗ, действующего с 01.01.2011) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Перечень выплат, на которые может производиться начисление страховых взносов, является исчерпывающим.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и позицией заявителя о том, что вознаграждение и компенсации, предусмотренные Законом № 37-4-О и Уставом МО «Котлас», выплата которых гарантирована названными нормативными правовыми актами депутатам собрания депутатов, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, не соответствует тем критериям, которые указаны в части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ.

Осуществление депутатом представительного органа местного самоуправления своих полномочий на непостоянной основе не предполагает возникновения трудовых или гражданско-правовых отношений. Трудовая функция в данном случае не осуществляется. Выплата в пользу таких депутатов вознаграждения и компенсации за счет средств местного бюджета осуществляется не по трудовому договору и не по гражданско-правовому договору.

Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее -  ТК РФ) трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В силу статьи 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Исходя из положений статьи 57 ТК РФ под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы.

В данном случае трудовые отношения между собранием депутатов и депутатами, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, не возникают, трудовой договор

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2014 по делу n А66-4793/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также