Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2014 по делу n А13-2361/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 сентября 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-2361/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 22 сентября 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Бывалово» Фалалеева А.А. по доверенности от 27.02.2014, от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области Большакова А.Р. по доверенности от 10.01.2014,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Бывалово» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 июня 2014 года по делу № А13-2361/2014 (судья Парфенюк А.В.),

 

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Бывалово» (ОГРН 1063525105676; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным  предписания Отдела надзорной деятельности по городу Вологда Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее – отдел) от 19.12.2013 № 857/1/1.

Определением Арбитражного суда Вологодской области                                   от 05 марта 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее – управление).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 27 июня 2014 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.

Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, на нарушение судом  норм материального права.

Отдел в отзыве на апелляционную жалобу с доводами в ней изложенными не согласился, решение суда считает законным и обоснованным.

Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило, его представитель в судебном заседании с доводами в ней изложенными не согласился, решение суда считает законным и обоснованным.

Отдел надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав пояснения представителей общества и управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной в период с 12.12.2012 по 26.12.2012 проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности, отдел выдал обществу предписание от 26.12.2012 № 1190/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (далее – предписание                           от 26.12.2012), которым обязал заявителя в срок до 01.11.2013 выполнить следующие мероприятия: демонтировать кладовые на лестничных клетках в домах № 23, 25, 29, 33, 37 по улице Новгородской города Вологды (пункт 1); убрать ящики для хранения вещей на лестничных площадках в домах № 23, 25, 29, 33, 37 по улице Новгородской города Вологды (пункт 2); демонтировать кладовые на лестничных маршах первых этажей в домах № 33, 35, 35а по улице Новгородской города Вологды (пункт 3).

В период с 06.12.2013 по 19.12.2013 на основании распоряжения                                 от 02.12.2013 № 857 проведена внеплановая выездная проверка исполнения вышеуказанного предписания от 26.12.2012.

В ходе данной проверки отделом выявлено, что нарушения требований пожарной безопасности перечисленных в пунктах 1, 2, 3 предписания                              от 26.12.2012, общество не устранило.

По результатам проверки отделом составлен акт проверки от 19.12.2013                 № 857 и в адрес общества старшим инспектором отдела вынесено предписание                    от 19.12.2013 № 857/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (далее – предписание от 19.12.2013), которым обществу предложено в срок до 01.11.2014 выполнить следующие мероприятия:

- демонтировать кладовые на лестничных клетках в домах № 23, 25, 29, 33, 37 по улице Новгородской города Вологды (пункт 1);

- убрать ящики для хранения вещей на лестничных площадках в домах № 23, 25, 29, 33, 37 по улице Новгородской города Вологды (пункт 2);

- демонтировать кладовые на лестничных маршах первых этажей в домах              № 33, 35, 35а по улице Новгородской города Вологды (пункт 3).

В предписании от 19.12.2013 указано, что тем самым обществу необходимо устранить нарушения обязательным требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, а именно подпункта «к» пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390                (далее - Правила № 390).

 Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее  -  Закон № 69-ФЗ) государственный пожарный надзор представляет собой осуществляемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.

В силу статьи 6 названного Закона, а также подпункта «е» пункта 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 (далее – Положение № 290), государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания, в частности, об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции).

Из положений пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» следует, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Из положений пункта 59 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375 (далее – Административный регламент от 28.06.2012 № 375), следует, что в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо органа государственного пожарного надзора, проводившее проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано выдать предписание об устранении нарушений и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения.

Органами государственного пожарного надзора являются, структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции) (подпункт «в» пункта 2 Положения № 290).

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание от 19.12.2013 выдано уполномоченным должностным лицом отдела - органа  государственного пожарного надзора.

По смыслу вышеприведенных правовых норм, предусматривающих выдачу предписаний по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, указанное предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, направленное на устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности и порождающее правовые последствия для конкретных лиц. Указанное предписание должно быть законным, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.

Следовательно, основанием для выдачи органом пожарного надзора предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности может являться факт нарушения обязательных требований пожарной безопасности.

Статьей 1 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Правила № 390 содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно пункту 23 Правил № 390 на объектах запрещается устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы (подпункт «к»).

Пунктом 6.32 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и введенных в действие постановлением Минстроя России от 13.02.1997 № 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*) также предусмотрено, что в лестничных клетках не допускается размещать встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на лестничных клетках в домах № 23, 25, 29, 33, 37 по улице Новгородской города Вологды и на лестничных маршах первых этажей в домах № 33, 35, 35 «а» по улице Новгородской города Вологды допущено размещение кладовых, на лестничных площадках в домах № 23, 25, 29, 33, 37 по улице Новгородской города Вологды - размещение ящиков для хранения вещей.

Данные нарушения отражены в акте проверки от 19.12.2013. Доводов и доказательств, опровергающих указанные обстоятельства обществом не приведено и не представлено.

Материалами дела подтверждено и заявителем не оспаривалось, что на момент проведения проверки выполнения ранее выданного предписания                          от 26.12.2012 по устранению нарушений требований пожарной безопасности обществом не выполнены требования пунктов 1, 2, 3 этого предписания.

Доказательства, позволяющие установить, что кладовки и ящики для хранения вещей, перечисленные в оспариваемом предписании от 19.12.2013, предусмотрены проектной документацией соответствующих многоквартирных домов, в материалы дела не представлены.

Следовательно, наличие фактических и правовых оснований для выдачи по результатам проверки проведенной в период с 06.12.2013 по 19.12.2013 предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, управлением доказано.

По мнению подателя жалобы, у органа государственного пожарного надзора отсутствуют законные основания для возложения именно на заявителя обязанности по устранению перечисленных в оспариваемом предписании нарушений обязательных требований пожарной безопасности путем демонтажа кладовок и ящиков для хранения вещей.

Из положений пункта 59 Административного регламента от 28.06.2012 № 375 следует, что при выдаче предписаний об устранении нарушений должностное лицо органа

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2014 по делу n А44-3447/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также