Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2014 по делу n А66-12537/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 сентября 2014 года                  г. Вологда                Дело № А66-12537/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 11 сентября 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В.,

         при участии от открытого акционерного общества «Центральная пригородная пассажирская компания»  Михеева Д.В. по доверенности от 21.08.2014, Чевычалова Д.В. по доверенности от 09.10.2013,  от Министерства финансов Тверской области Носкова Д.А. по доверенности от 03.03.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Тверской области и Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области                                   (ОГРН 1026900521230) на решение Арбитражного суда Тверской области от             27 июня 2014 года по делу № А66-12537/2013 (судья Рощупкин В.А.),

 

у с т а н о в и л:

 

открытое акционерное общество «Центральная пригородная пассажирская компания» (ОГРН 1057749440781, далее - ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области (далее – Министерство социальной защиты) о взыскании 514 737 руб. 10 коп. убытков, возникших в результате предоставления 50-процентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении гражданам, место жительства которых находится на территории Тверской области, включенных в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в 2011 году.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Тверской области, Министерство транспорта Тверской области.

До принятия судом решения по делу истец уменьшил исковые требования до 512 623 руб. 40 коп.

Решением суда от 27.06.2014 исковые требования полностью удовлетворены, истцу возвращена из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 42 руб. 28 коп.

Министерство финансов Тверской области с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Министерство социальной защиты с решением также не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Податели жалоб ссылаются на то, что по причине отсутствия у истца договора с ответчиком у последнего отсутствовали правовые основания для компенсации потерь в доходах в связи с  перевозкой отдельных категорий граждан. Истец не представил документов, в которых зафиксированы персонифицированные данные граждан – получателей льгот, в том числе: имя льготника, вид и реквизиты документа, на основании которого предоставлена льгота, дата приобретения билета, вид билета (разовый, абонементный), период действия билета, маршрут следования, стоимость проезда.

В судебном заседании представитель Министерства финансов Тверской области доводы своей жалобы и жалобы ответчика поддержал.

Истец в отзыве и представитель в судебном заседании против удовлетворения жалоб возражали.

Министерство социальной защиты, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство транспорта Тверской области надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156,                                  266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобы подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, истец с 16.05.2006 в соответствии с лицензией серии ППБ №7703265 осуществляет перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

В период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2011 года истец осуществлял перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в межсубъектном пригородном сообщении по территории Москвы, Московской области с заездом на территорию Тверской области. Регулярные перевозки в 2011 году железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении осуществлялись по маршрутам Вязьма - Ржев-Балтийский, Москва - Бутырская - ст.Савёлово, ст. Голицино - ст. Савёлово.

В силу сложившегося графика движения пригородных электропоездов маршруты Вязьма - Ржев-Балтийский, Москва - Бутырская - ст. Савёлово,                  ст. Голицино - ст. Савёлово проходят через станции, относящиеся к территории Тверской области.

Постановлением администрации Тверской области от 29.03.2007 № 97-па «О предоставлении права на льготный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан» установлен Порядок предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан, включенным в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, место жительства которых находится на территории Тверской области, в размере 50% стоимости проезда.

В соответствии с пунктом 1.2. Порядка, правом льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения обладают следующие категории граждан, место жительства которых находится на территории Тверской области, включенные в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, если иное не установлено другими нормативными правовыми актами Тверской области:

- лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая        1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

- ветераны труда и граждане, приравненные в соответствии с федеральным законодательством к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года;

- реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»;

- ветераны труда Тверской области.

В соответствии с пунктом 2.3 Порядка, льгота по проезду распространяется на весь маршрут следования, включая смежные субъекты Российской Федерации.

Согласно пункту 3.1 Порядка, возмещение расходов организаций железнодорожного транспорта на предоставление льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения лицам, указанным в пункте 1.2 настоящего Порядка, а также предоставление организациями железнодорожного транспорта департаменту социальной защиты населения Тверской области ежемесячной отчетности и счетов на оказание услуг для их оплаты производится на основании договоров (соглашений), заключенных между организациями железнодорожного транспорта и департаментом социальной защиты населения Тверской области.

Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Тверской области с 01.01.2011 по 29.03.2011 осуществлялась истцом по установленному тарифу приказом РЭК Тверской области от 01.12.2008 № 185-нп «О согласовании предельных зонных тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении», с 30.03.2011 по 31.12.2011 приказом РЭК Тверской области от 17.03.2011 № 0203-00П01-нп «Об установлении единого предельного тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении».

Истец обратился в суд с настоящим иском ссылаясь на то, что в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 им были оформлены проездные документы с 50% скидкой на общую сумму 512 623 руб. 40 коп., вследствие чего его потери в доходах как перевозчика составили 512 623 руб. 40 коп.

Суд первой инстанции удовлетворяя иск, признал требования обоснованными по праву и по размеру.

Апелляционная инстанция не может согласиться с обжалуемым решением суда ввиду следующего.

Частью 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Представленная истцом в подтверждение факта перевозки им льготных категорий граждан и размера убытков отчетность, в том числе льготные сменные ведомости,  реестры оформленных льготных проездных документов по кодам, отчеты агента не содержит данных граждан - получателей льгот, а содержит только коды льгот.

ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» не представило документов, в которых зафиксированы персонифицированные данные граждан - получателей льгот, в том числе: имя льготника, вид и реквизиты документа, на основании которого предоставлена льгота, дата приобретения билета, вид билета (разовый, абонементный), период действия билета, маршрут следования, стоимость проезда.

При указанных обстоятельствах и отсутствии персонифицированных данных в отношении всех граждан льготных категорий, которым выдавались билеты на проезд в пригородном железнодорожном транспорте, суд апелляционной инстанции считает недоказанным в порядке статьи 65 АПК РФ размер заявленных ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» убытков. Обжалуемое решение подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований в связи с недоказанностью обстоятельств, которые суд первой инстанции считал установленными.

Аналогичные выводы содержатся в судебных актах апелляционной и кассационной инстанции по делу № А66-2927/2009.

В связи с отказом в удовлетворении иска, расходы истца по уплате государственной пошлины за его рассмотрение возмещению не подлежат.

Поскольку податели жалоб освобождены от уплаты государственной пошлины, с истца в бюджет она взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области от 27 июня 2014 года по делу № А66-12537/2013 отменить в части удовлетворения иска и взыскания судебных расходов.

В удовлетворении иска общества с ограниченной ответственностью «Центральная пригородная пассажирская компания» отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий                                                                А.В. Романова

Судьи                                                                                              А.Я. Зайцева

                                                                                                        Ю.В. Зорина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2014 по делу n А66-7333/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также