Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 по делу n А66-4929/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

09 сентября 2014 года

г. Вологда

Дело № А66-4929/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 09 сентября 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смирнова В.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,

при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Тверской области Скачковой Н.В. по доверенности от 21.05.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жарковское коммерческое хозяйство» на решение Арбитражного суда Тверской области от 05 июня 2014 года по делу № А66-4929/2014 (судья Белова А.Г.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Жарковское коммерческое хозяйство» (ОГРН 1056912015247; далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Тверской области (ОГРН 1046910007980; далее – инспекция, налоговый орган, административный орган) от 04.04.2014 № 3.

На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 05 июня 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.  

Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на Положение от 12 октября 2011 года № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации» (далее – Положение), согласно которому у общества отсутствует обязанность по ежедневному оприходованию наличных денежных средств. Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что административным органом на момент проверки не установлен факт неоприходования или неполного оприходования денежных средств, а также на то, что денежные средства, поступавшие в кассу были в полном объеме оприходованы в кассовой книге в последующем. Также апеллянт ссылается на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения. Кроме того, податель жалобы считает, что арбитражным судом неправомерно не применены положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности. По мнению апеллянта, наложение штрафа в размере 40 000 руб. носит неоправданно карательный характер.

Инспекция в отзыве отклонила доводы жалобы, просила решение арбитражного суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Представитель административного органа поддержал доводы отзыва, пояснил, что в некоторых случаях наличные денежные средства не были оприходованы в кассу по два-три дня.

Заслушав объяснения представителя административного органа, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена проверка общества по вопросам соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, полноты учета выручки денежных средств, полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу денежной наличности, полученной с применением заменяющих кассовые чеки документов, согласно пункту 2.1 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 № 54-ФЗ, при осуществлении денежных расчетов с населением за период с 01.09.2013 по 03.03.2014 включительно.

По результатам проверки начальником инспекции И.В. Королевой вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 04.04.2014 № 3, которым общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Постановление обжаловано заявителем в Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области (далее - управление). Решением управления от 30.04.2014 № 08-09/78 постановление оставлено без изменения.

Одновременно с жалобой в управление заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд Тверской области, в котором просил признать незаконным постановление по делу об административном правонарушении от 04.04.2014 № 3.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционный суд считает данный судебный акт законным и обоснованным.

Согласно части 1 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Юридические лица обязаны вести кассовые операции в соответствии с Положением № 373-П.

Согласно пункту 1.8 Положения № 373-П кассовые операции, проводимые юридическим лицом, оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - также кассовые документы).

На основании пункта 5.1 Положения № 373-П для учета поступающих в кассу наличных денег и выдаваемых из кассы наличных денег, юридическое лицо должно вести кассовую книгу 0310004.

Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги. Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись. Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку. Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились и записи в кассовую книгу 0310004 не осуществлялись, остатком наличных денег на конец рабочего дня считается сумма остатка наличных денег, выведенная в последний из предшествующих рабочий день, в течение которого проводились кассовые операции (пункты 5.2 - 5.5 Положения № 373-П).

В силу пункта 6.1 Положения № 373-П юридическое лицо обязано обеспечить организацию ведения кассовых операций, установленных этим Положением, в том числе внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег).

Из буквального толкования абзаца второго пункта 6.1 Положения                   № 373-П следует, что под полным оприходованием в кассу наличных денег понимается внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002.

Соответственно, невнесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002, означает неоприходование (неполное оприходование) наличных денег в кассу.

В соответствии с пунктом 2.5 Положения № 373-П кассовые документы, кассовая книга 0310004, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005 могут оформляться на бумажном носителе или с применением технических средств, предназначенных для обработки информации, включая персональный компьютер и программное обеспечение.

Кассовые документы, оформляемые с применением технических средств, распечатываются на бумажном носителе. В случае ведения кассовой книги 0310004 (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005) с применением технических средств должна обеспечиваться сохранность содержащихся в указанных документах данных на электронном носителе информации и должна быть исключена возможность несанкционированного изменения указанных данных. Лист кассовой книги 0310004, оформляемой с применением технических средств, распечатывается на бумажном носителе в конце рабочего дня в двух экземплярах.

На основании пункта 2.6 Положения № 373-П контроль за ведением кассовой книги 0310004 (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005) осуществляет главный бухгалтер, а при его отсутствии - руководитель.

Пунктами 3.1 и 4.1 Положения № 373-П установлено, что прием наличных денег юридическим лицом проводится по приходным кассовым ордерам 0310001, а выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, проводится по расходным кассовым ордерам 0310002.

При ведении юридическим лицом кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму принятых наличных денег (пункт 3.3 Положения № 373-П).

Аналогичная норма закреплена в пункте 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных средств с населением, утвержденных Приказом Минфина России от 30.08.1993 № 104 (далее - Типовые правила), предусматривающим в конце рабочего дня составление кассового отчета и сдачу выручки вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру в кассу организации.

Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 3.3 Положения № 373-П и пунктом 6.1 Типовых правил общество обязано ежедневно по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформлять приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму принятых наличных денег и делать соответствующую запись в кассовой книге.

По материалам дела ООО «Жарковское КХ» осуществляет розничную торговлю пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия в специализированных магазинах. Всего у общества в проверяемом периоде работало 5 торговых точек (магазинов).

Сопоставление данных кассовой книги за период с 01.02.2014 по 28.02.2012, приходных кассовых ордеров за период с 01.02.2014 по 28.02.2014, книги учета приходных и расходных кассовых ордеров за период с 01.02.2014 по 28.02.2014, журнала кассира-операциониста за период с 01.02.2014 по 28.02.2014, представленными ООО «Жарковское КХ» в ходе проведения проверки показывает, что выручка, полученная магазинами в проверяемом периоде, сдавалась в кассу по приходным кассовым ордерам не ежедневно, соответственно, записи в кассовой книге также делались не ежедневно.

Довод общества о невозможности ежедневной сдачи полученной магазинами выручки в кассу налогоплательщика в связи с несоответствием режимов работы бухгалтерии (с 8.00 до 17.00) и магазинов (с 8.00 до 21.00) правомерно отклонен судом первой инстанции.

Из материалов дела видно, что полученная в феврале 2014 года выручка сдавалась в кассу: 02.02.2014, 04.02.2014, 06.02.2014, 08.02.2014, 10.02.2014, 12.02.2014, 14.02.2014, 16.02.2014, 18.02.2014, 20,02.2014, 22.02.2014, 24.02.2014, 26.02.2014, 28.02.2014, из чего можно сделать вывод, что выручка сдавалась в кассу не на следующий день, а спустя два дня (например, выручка за 26.02.2014 сдана в кассу только 28.02.2014). При этом, следует учесть, что 02.02.2014, 08.02.2014, 16.02.2014, 22.02.2014 являются выходными днями, однако, денежные средства были приняты в кассу на основании приходных кассовых ордеров, подписанных главным бухгалтером и кассиром, о чем имеется запись в кассовой книге.

Таким образом, ссылка общества на невозможность ежедневно сдавать выручку в кассу, из-за несоответствия режимов работы бухгалтерии и магазинов, не может быть принята во внимание, поскольку не свидетельствует об отсутствии вины юридического лица в нарушении требований работы с денежной наличностью. Налогоплательщик должен был организовать надлежащий учет всех операций с наличными денежными средствами.

Неотражение в кассовой книге полученной обществом выручки в тот же день свидетельствует о неоприходовании в кассу предприятия денежной наличности, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ.

Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая, дающих возможность посчитать его малозначительным (с учетом положений пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях») из материалов дела не усматривается, в связи с чем, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ответчика от административной ответственности в виду малозначительности не имеется.

Нарушений порядка привлечения подателя жалобы к административной ответственности нет.

При таких обстоятельствах следует признать, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.

В связи с этим суд апелляционной инстанции не находит основания для изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.

Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л:

 

решение Арбитражного суда Тверской области от 05 июня 2014 года по делу № А66-4929/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жарковское коммерческое хозяйство» – без удовлетворения.

Судья

В.И. Смирнов

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 по делу n А44-2682/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также