Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2009 по делу n А52-4516/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
П О С Т А Н О В Л Е НИ Е
03 февраля 2009 года г. Вологда Дело № А52-4516/2008 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Кудина А.Г., Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 28 ноября 2008 года по делу № А52-4516/2008 (судья Самойлова Т.Ю.),
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Сарбона» (далее – общество, ООО «Сарбона») обратилось с Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области (далее – МИФНС, инспекция), выразившегося в неначислении процентов за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость, и просит обязать инспекцию принять решение о выплате процентов за просрочку возврата сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих возмещению в размере 126 701 руб. 19 коп., и направить соответствующее поручение в Управление Федерального казначейства по Псковской области с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Решением Арбитражного суда Псковской области от 28 ноября 2008 года по делу № А52-4516/2008 заявленные требования удовлетворены: признано незаконным как противоречащее пункту 10 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) бездействие инспекции, выразившееся в неначислении процентов за нарушение сроков возврата налога за август и сентябрь 2007 года. МИФНС обязана в срок до 20.12.2008 принять в отношении ООО «Сарбона» решение о начислении процентов в размере 126 701 руб. 19 коп. и направить соответствующее поручение в Управление Федерального казначейства по Псковской области. С инспекции в пользу общества взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт, принять новое решение об отказе обществу в заявленных требованиях. Считает, что отсутствуют правовые основания для начисления процентов на сумму налога, подлежащего возврату. Также полагает, что при проведении расчета процентов, подлежащих начислению, суд неправильно определил количество дней в году (360 вместо 365), используемое при расчете процентов. Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ. Исследовав письменные доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба МИФНС подлежит удовлетворению частично. Как видно из материалов дела, 31.10.2007 общество подало в инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за август 2007 года и 26.11.2007 – за сентябрь 2007 года, в которых сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная налогоплательщиком к возмещению из бюджета, указана в размере 1 827 354 руб. и 1 303 389 руб. соответственно. К представленным декларациям налогоплательщик приложил документы согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и право на налоговые вычеты, а также заявления от 14.01.2008 о возврате налога на добавленную стоимость по декларации за август 2007 года в сумме 1 827 354 руб. и за сентябрь 2007 года в сумме 1 303 389 руб. По результатам камеральной проверки представленных документов МИФНС приняты решения от 14.03.2008 № 16-01/2779/1325дсп о возмещении суммы налога на добавленную стоимость по декларации за август 2007 года в сумме 1 827 354 руб., от 03.04.2008 № 16-01/2862/1726 о возмещении суммы налога на добавленную стоимость по декларации за сентябрь 2007 года в сумме 1 303 389 руб. В связи с тем, что МИФНС сумма налога, признанная к возмещению, не возвращена, ООО «Сарбона» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Псковской области: от 30.04.2008, вынесенным по делу № А52-759/2008, и от 26.05.2008, принятым по делу № А52-836/208, - признано незаконным бездействие инспекции по невозврату обществу налога на добавленную стоимость в сумме 1 827 164 руб. за август 2007 года и в сумме 844 467 руб. 25 коп. за сентябрь 2007 года и она обязана направить в Управление Федерального казначейства по Псковской области поручение на возврат обществу указанные суммы НДС. Возврат налога по декларации за август 2007 года в сумме 1 827 164 руб. произведен МИФНС платежным поручением от 13.08.2008 № 157; за сентябрь 2007 года в сумме 844 467 руб. 25 коп.: платежным поручением от 13.08.2008 № 158 в сумме 510 827 руб. 05 коп., налог в размере 333 640 руб. 20 коп. возмещен на основании принятых налоговым органом решений о зачете согласно извещениям от 08.08.2008 № 7456, от 25.07.2008 № 7008, от 13.08.2008 № 7719. Посчитав, что налоговый орган несвоевременно возвратил налог на добавленную стоимость в указанном размере, ООО «Сарбона» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в неначислении процентов за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость, просило обязать инспекцию принять решение о выплате процентов за просрочку возврата сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих возмещению в размере 126 701 руб. 19 коп., и направить соответствующее поручение в Управление Федерального казначейства по Псковской области. Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции согласился с расчетом суммы процентов, подлежащим уплате обществу в связи с несвоевременным возвратом налога на добавленную стоимость за август-сентябрь 2007 года. При этом суд указал, что проценты за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость должны возмещаться в таком же порядке, в каком происходит возмещение НДС, то есть путем принятия налоговым органом решения о выплате (возмещении) процентов и направления его в орган федерального казначейства, как это предусмотрено пунктами 7, 8 статьи 176 НК РФ, отклонив довод инспекции о том, что при проведении расчета процентов, подлежащих начислению, количество дней в году, используемое при расчете процентов, следует принимать равное 365. Апелляционная инстанция считает выводы суда правильными, а доводы инспекции ошибочными по следующим основаниям. В силу пункта 17 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» внесенные этим законом в статью 176 Налогового кодекса Российской Федерации изменения применяются в отношении налоговых деклараций, в которых заявлено право на возмещение НДС, представляемых в налоговые органы после 31 декабря 2006 года. В данном случае декларация за август 2007 года подана 31.10.2007 и за сентябрь 2007 года - 26.11.2007, поэтому применяются нормы статьи 176 НК РФ в редакции, действующей после 31.12.2006. В соответствии с пунктом 2 статьи 176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. Пунктом 3 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 Кодекса. По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно с этим решением выносится решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению. Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. Пунктом 6 статьи 176 НК РФ определено, что при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам. В силу пункта 7 статьи 176 НК РФ решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично). Таким образом, положениями статьи 176 НК РФ определен строго регламентированный порядок возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, который гарантирует налогоплательщику возмещение налога путем зачета или возврата в законодательно предусмотренные сроки, а также компенсацию его потерь вследствие несвоевременного возврата налога в виде выплаты процентов, начисленных на эту сумму. В данном случае судом первой инстанции установлено, подтверждено сторонами, что декларация за август 2007 года подана 31.10.2007, следовательно, срок, установленный для проведения камеральной проверки, заканчивается 31.01.2008. Налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением от 14.01.2008 о возврате налога на добавленную стоимость по декларации за август 2007 года в сумме 1 827 164 руб., то есть в пределах трехмесячного срока проведения камеральной проверки, определенного статьей 88 НК РФ. Налоговая декларация за сентябрь 2007 года представлена 26.11.2007, поэтому срок, установленный для проведения камеральной проверки, заканчивается 26.02.2008. С заявлением о возврате налога на добавленную стоимость по декларации за сентябрь 2007 года в сумме 1 303 389 руб. общество обратилось в МИФНС также 14.01.2008, то есть в пределах срока камеральной проверки. Как указано выше, решениями Арбитражного суда Псковской области от 30.04.2007 делу № А52-759/2008 и от 26.05.2008 по делу № А52-836/208 признано незаконным бездействие инспекции по невозврату обществу налога на добавленную стоимость в сумме 1 827 164 руб. за август 2007 года и в сумме 844 467 руб. 25 коп. за сентябрь 2007 года. Признание судом незаконным бездействия инспекции и возложение на налоговый орган обязанности возместить налог путем возврата из бюджета свидетельствуют о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение и возвратить налог. Следствием такого бездействия является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, в связи с чем он вправе получить компенсацию своих финансовых потерь в виде процентов. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.11.2005 № 7528/05 также разъяснил, что в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ проценты начисляются с того момента, когда сумма налога должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога. Судом установлено, материалами дела подтверждается и инспекцией не оспаривается, что возврат налога по декларации за август 2007 года в сумме 1 827 164 руб. произведен МИФНС платежным поручением от 13.08.2008 № 157; за сентябрь 2007 года в сумме 844 467 руб. 25 коп. - платежным поручением от 13.08.2008 № 158 в сумме 510 827 руб. 05 коп., а оставшаяся часть налога в размере 333 640 руб. 20 коп. возмещена на основании принятых налоговым органом решений о зачете. В силу пункта 10 статьи 176 НК РФ при нарушении сроков возврата суммы налога, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возмещения. Судом первой инстанции обоснованно принят расчет процентов исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ с учетом пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 13, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14 от 08.10.1998 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами», согласно которому при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ число дней в году принимается равным 360. Расчет суммы процентов проверен судом, сторонами не оспаривается. При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о незаконности бездействия инспекции, выразившегося в неначислении процентов за нарушение сроков возврата НДС за август и сентябрь 2007 года. Нарушений норм процессуального законодательства судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного решение суда от 28.11.2008 является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения. Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы инспекции отказано, ей была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб., с 29.01.2009 в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 337.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены, государственная пошлина в сумме 1000 руб. не подлежит взысканию с инспекции. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Псковской области от 28 ноября 2008 года по делу № А52-4516/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области - без удовлетворения. Председательствующий Н.С. Чельцова Судьи А.Г. Кудин Н.Н. Осокина Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2009 по делу n А13-10753/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|