Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 по делу n А13-15663/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 августа 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-15663/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 26 августа 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,

при участии от Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области Лейзеровой Т.Н. по доверенности от 10.02.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу   закрытого акционерного общества «Агрофирма «Северная ферма» в лице конкурсного управляющего Пашковой Светланы Валентиновны на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 марта 2014 года по делу                         № А13-15663/2013 (судья Виноградова Т.Б.),

установил:

Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области (ОГРН 1103525003207; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к закрытому акционерному обществу «Агрофирма «Северная ферма» (ОГРН 1063529010951; далее - Общество) о взыскании 525 048 руб. 90 коп. неосвоенной субсидии.

Решением суда от 20.03.2014 исковые требования удовлетворены.                      С Общества в пользу Департамента взыскана излишне полученная субсидия в размере 525 048 руб. 90 коп. Кроме того, с Общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 13 500 руб. 97 коп.

Общество с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему.

Сельхозтоваропроизводители для подтверждения выполнения целевых показателей, предусмотренных договором, в срок до 01 июля текущего года представляют копию отчета федерального статистического наблюдения по форме 4-СХ или 1-фермер, заверенную сельхозтоваропроизводителем. В случае непредставления отчетов, а также в случае установления фактов представления недостоверных сведений (документов) на получение субсидий субсидия подлежит возврату в полном объеме. Сельхозтоваропроизводители могут подтвердить использование предоставленной субсидии лишь на основании предоставленного отчета федерального статистического наблюдения по форме 4-СХ или 1-фермер. Однако ни истец, ни суд  не учли срок введения процедуры конкурсного производства в отношении должника, который выпал на период предоставления и освоения субсидии. В связи с конкурсным производством и увольнением работников данные о посеве не переданы в органы статистического наблюдения. Поэтому непредставление в соответствующие органы статистики сведений по предусмотренной форме не доказывает освоение предоставленной субсидии сельхозтоваропроизводителем не в полном объеме. В материалы дела представлены доказательства, подтверждающие несение расходов на посевные мероприятия.

Департамент в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило. В связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Выслушав представителя истца, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, сторонами 15.04.2013 заключен договор № 81, согласно которому Департамент в соответствии с Положением о предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденным постановлением правительства области от 25.03.2013 № 321 (далее – Положение), принял на себя обязательства  предоставить субсидию в размере  1 355 917 руб. 20 коп. из областного и федерального бюджетов, а Общество - получить субсидию и выполнить целевые показатели в 2013 году по посеву зерновых и зернобобовых  культур на площади 1000 га, кормовых культур на площади 4744 га.

Субсидия на общую  сумму 1 355 917 руб. 20 коп. перечислена  ответчику по платежным поручениям от 16.04.2013 № 1000020 на 534 120 руб. 40 коп. и  от 22.04.2013 № 2409880 на 821 796 руб. 80 коп.

Пунктом 2.4 договора предусмотрено, что Общество обязано в срок не позднее 01.07.2013 представить Департаменту копию отчета федерального статистического наблюдения по форме 4-СХ или 1-фермер с отметкой территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области в соответствии с пунктом 2.11 Положения. 

К указанному сроку в Департамент ответчик представил документы, свидетельствующие о выполнении им целевых показателей только по посеву кормовых культур на площади 4744 га. При этом документов по посеву зерновых и зернобобовых на площади 1000 га не представлено.

Суд установил, что решением Арбитражного суда Вологодской области от 24.04.2013 по делу № А13-10472/2012 ответчик признан банкротом, открыто конкурсное производство.

Департамент в письме от 30.09.2013 предложил ответчику возвратить неосвоенную субсидию в размере 525 048 руб. 90 коп в течение 30 календарных дней.

Поскольку Общество денежные средства не возвратило, истец обратился в  арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.

Суд апелляционной инстанции согласен с  выводами суда первой инстанции.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации               (далее – ГК РФ)  обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Как следует из статьи 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, помимо категорий и критериев отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, целей, условий и порядка предоставления субсидий, так же и порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В целях реализации подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением правительства области от 22.10.2012               № 1222, правительство области в числе прочих документов утвердило Положение согласно приложению 6 к названному постановлению.

Данное Положение определяет цели, условия, порядок предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, определяет категории юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий в рамках реализации указанной выше подпрограммы, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Субсидии, в соответствии с данным Положением, предоставляются в целях поддержки сельскохозяйственного производства, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур предыдущего года при распределении субсидии в первом полугодии текущего года и на 1 га посевной площади сельскохозяйственных культур текущего года при распределении субсидии во втором полугодии текущего года.

Пунктом 2.11 Положения установлено, что сельхозтоваропроизводители обязаны обеспечить достижение целевых показателей, установленных договором, в случае невыполнения которых субсидия частично подлежит возврату. Сельхозтоваропроизводители для подтверждения выполнения целевых показателей, предусмотренных договором, в срок до 01 июля текущего года представляют копию отчета федерального статистического наблюдения по форме 4-СХ или 1-фермер, заверенную сельхозтоваропроизводителем. В случае непредставления отчетов, указанных в настоящем пункте, а также в случае установления фактов представления недостоверных сведений (документов) на получение субсидий субсидия подлежит возврату в полном объеме.

Департамент и Департамент финансов области в пределах своих полномочий на основании пункта 4.1 Положения обязаны осуществлять обязательные проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателям субсидий.

Как предусмотрено пунктом 4.2 Положения, в случае установления фактов представления недостоверных сведений (документов) на получение субсидий, нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидий, непредоставления документов, предусмотренных пунктом 2.11 настоящего Положения, Департамент направляет получателю субсидий уведомление с требованием о возврате полученной субсидии в полном объеме в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения соответствующего уведомления.

В случае непоступления средств в течение 30 календарных дней Департамент в срок не более трех месяцев принимает меры по их взысканию в судебном порядке.

Пунктом 4.3 Положения и пунктом 5.1 договора установлено, что в случае невыполнения целевых показателей, предусмотренных договором, субсидия частично подлежит возврату в размере разницы между полученной субсидией и субсидией, рассчитанной по факту выполнения целевых показателей.

Как следует из искового заявления, установлено судом и не опровергнуто ответчиком, Обществом не выполнены показатели посева культур в полном объеме - 100 %, неполно исполнены принятые на себя обязательства по посеву сельхозкультур в 2013 году, отсутствуют доказательства посева зерновых на площади 1000 га.

Объективных доказательств,  свидетельствующих о выполнении ответчиком принятых на себя обязательств, в деле не имеется,  Обществом в порядке статьи 65 АПК РФ в суд не  представлено.

Имеющиеся в деле документы такие сведения не содержат. Данным документам, которые представил ответчик в суд первой инстанции, дана мотивированная оценка, основания не согласиться с которой у апелляционной инстанции отсутствуют.

Как правомерно указал суд, представленные ответчиком документы о том, что им понесены затраты на посевную компанию в 2012 году, не принимаются во внимание, так как доказательствами посева являются только отчеты федерального статистического наблюдения по форме 4-СХ или                    1-фермер, которые у ответчика отсутствуют и в органы статистической отчетности им не сдавались.

Ссылки подателя жалобы на  имевшие место в тот период времени сложности, связанные с  банкротством, также не принимаются во внимание, поскольку  не относятся к существу спора.

Поскольку  условия  использования субсидии получателем  нарушены, истец правомерно обратился в суд с настоящим иском.

Апелляционный суд  полагает, что  требование Департамента о возврате не использованных по целевому назначению бюджетных средств является обоснованным по праву и размеру и правильно удовлетворено судом первой инстанции.

Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не               находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

При принятии апелляционной жалобы определением от 30.06.2014 Обществу по его ходатайству предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до вынесения апелляционной инстанцией окончательного судебного акта.

В связи с отказом в удовлетворении жалобы государственная пошлина в размере 2000 руб. подлежит взысканию с ответчика в федеральный бюджет.

Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 марта                     2014 года по делу № А13-15663/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Агрофирма «Северная ферма» в лице конкурсного управляющего Пашковой Светланы Валентиновны - без удовлетворения.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Агрофирма «Северная ферма» в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Председательствующий

          А.Я. Зайцева

Судьи

          Ю.В. Зорина

          А.В. Романова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 по делу n А05-3822/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также