Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по делу n А13-16381/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 августа 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-16381/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 19 августа 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зориной Ю.В. и Шадриной А.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,

         при участии от общества с ограниченной ответственностью «ТрансАвто» Сурмачевой А.О., от Департамента финансов Вологодской области             Журкиной Е.В. по доверенности от 12.03.2014 № 11-14/13-юр, от Департамента градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды Чибировой Т.В. по доверенности от 31.12.2013 № 13-0-1/10819, Юхневич Е.Н. по доверенности от 31.12.2013 № 13-0-1/10786,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области (ОГРН 1023500901654) и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области (ОГРН 1033500037757) на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 мая 2014 года по делу                          № А13-16381/2013 (судья Курпанова Н.Ю.),

 

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «ТрансАвто»                                             (ОГРН 1073525014881, далее – ООО «ТрансАвто») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин), Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области (ОГРН 1023500901654, далее – Департамент финансов Вологодской области), Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области                    (ОГРН 1093525019390, далее – Департамент дорожного хозяйства и транспорта), Департаменту градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды (ОГРН 1073525019886, далее – Департамент градостроительства и инфраструктуры) о взыскании 985 742 руб. 66 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан при проезде на транспорте в августе-сентябре 2012 года.

Решением суда от 22.05.2014 с субъекта Российской Федерации Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области за счет казны субъекта Российской Федерации Вологодской области в пользу ООО «ТрансАвто» взыскано 777 824 руб. 95 коп. затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте и 17 923 руб. 73 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Также с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО «ТрансАвто» взыскано 207 917 руб. 71 коп. затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте, а также 4791 руб. 13 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении исковых требований к Департаменту градостроительства и инфраструктуры и Департаменту дорожного хозяйства и транспорта отказано.

Департамент финансов Вологодской области с решением не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Податель жалобы считает несостоятельным вывод суда о том, что «каких либо ссылок, указывающих на то, что примечание, содержащееся в конце раздела II Порядка определения затрат, утвержденного постановлением Правительства области от 30.01.2008 №138 (далее – Порядок определения затрат), распространяется на раздел I Порядка определения затрат, в тексте не имеется». Однако при применении Порядка определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан по единому именному льготному месячному проездному билету, Департамент инфраструктуры города не в полной мере учитывал положения Порядка распределения финансовых средств, утвержденного постановлением главы города Вологды от 22.08.2008 № 777 и Порядка определения затрат при определении доли транспортной работы перевозчиков городских маршрутов.

Считает несостоятельным и не соответствующим действующему законодательству вывод суда о том, что расчетная стоимость единого проездного билета определяется с учетом тарифа на городских маршрутах, то и доля перевозчика (на городских маршрутах работает несколько перевозчиков) определялась в соответствии с фактически выполненной транспортной работой на городских маршрутах.

Судом не принято во внимание, что при определении затрат перевозчика одним из основных показателей является количество проданных единых проездных льготных месячных билетов, действие которых распространяется как на городские так и внутрирайонные маршруты, следовательно на городских маршрутах перевозчики выполняли только часть транспортной работы по единым проездным льготным месячным билетам.

Кроме того, порядком определения затрат установлено, что тариф на городских маршрутах применяется для определения расчетной стоимости единого проездного билета (так как на территории г. Вологды он не установлен), а не для установления стоимости единого проездного льготного месячного билета, которые действует как на городских маршрутах, так и на внутрирайонных. Именно поэтому при расчете затрат при проезде по единому именному льготному билету и должна применятся доля транспортной работы выполненной на городском маршруте перевозчиком исходя из общей транспортной работы выполненной перевозчиками, участвующими в перевозке льготных категорий граждан.

Также не соответствует действительности вывод суда о том что, применение при определении расчетных доходов на городских маршрутах доли перевозчика с учетом фактически выполненной транспортной работы на городских маршрутах не противоречит положениям Порядка определения затрат.

Ссылка суда на то, что преюдициальностью в части отсутствия нарушений Порядка определения затрат и неправильного распределения финансовых средств для суда является вступившее в законную силу решение арбитражного суда от 10.10.2013 по делу № А13-294/2013 между теми же сторонами несостоятельна.

Судом не дана оценка нормативному правовому акту, устанавливающему порядок распределения финансовых средств между перевозчиками. Постановлением главы города Вологды от 22.08.2008 № 777 утвержден данный порядок, который нормативно закрепляет, что финансовые средства распределяются между перевозчиками в соответствии с выполненной транспортной работой и устанавливает, как определяется доля транспортной работы каждого перевозчика.

Представитель Департамента финансов в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Министерство финансов с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Податель жалобы считает, что указание в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год на наличие межбюджетных трансфертов на обеспечение равной транспортной доступности, а также в иных нормативных правовых актах федерального уровня на порядок распределения указанных межбюджетных трансфертов, не влечет возникновения расходных обязательств Российской Федерации перед транспортными организациями.

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2004 № 9-П, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 № 5-П) федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов; как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязательств и поэтому не может в качестве последующего закона изменять положения других федеральных законов.

Кроме того, под межбюджетными трансфертами понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Поэтому обязанность по перечислению денежных средств из бюджета одного уровня бюджету другого уровня не может затрагивать права и интересы транспортных компаний, которые, являясь коммерческими организациями, не участвуют в межбюджетных правоотношениях. Перечисление межбюджетных трансфертов свидетельствует лишь о наличии бюджетных правоотношений между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, а не о наличии обязательств Российской Федерации перед транспортными организациями по возмещению убытков, возникших в связи с перевозкой граждан на льготных условиях.

Постановлением Правительства Вологодской области от 30.01.2008                  № 138 утвержден Порядок определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан, установленных статьей 1 Закона области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области, по единому именному льготному месячному проездному билету». Согласно Порядку расчет затрат осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров по единому проездному билету, раздельно по категориям граждан, установленных 1-3 и 3-34 статьи 1 закона Вологодской области от 10.12.2007 № 1704-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области» (далее – Закон № 1704-ОЗ). При проезде по единому проездному билету на одном виде транспорта (при работе одного перевозчика) на городских и внутрирайонных маршрутах доля перевозчика, приходящаяся на городские и внутрирайонные перевозки, рассчитывается пропорционально выполненной транспортной работе, равно как и при работе нескольких перевозчиков (необходимость и обоснованность учета доли транспортной организации в общем объеме пассажироперевозок в городе при расчете компенсации подтверждена Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.04.2011 № 17828/10). Считает, что данные доводы не были приняты судом первой инстанции во внимание и не исследованы.

Министерство финансов в отзыве поддерживает доводы жалобы Департамента финансов.

Департамент дорожного хозяйства и транспорта в отзыве на апелляционные жалобы поддерживает доводы жалобы Департамента финансов и просит рассмотреть дело без участия своего представителя.

ООО «ТрансАвто» в отзыве на апелляционные жалобы и представитель в судебном заседании против их удовлетворения возражали.

Департамент градостроительства и инфраструктуры в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании против удовлетворения жалоб возражали.

Представитель Департамента финансов доводы жалобы Минфина поддержал.

Минфин и Департамент дорожного хозяйства и транспорта надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено без участия представителей Минфина и Департамент дорожного хозяйства в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей ООО «ТрансАвто», Департамента финансов и Департамента градостроительства и инфраструктуры, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобы не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, ООО «ТрансАвто» является коммерческой организацией, осуществляющей перевозку пассажиров автобусами городского, пригородного и внутрирайонного сообщения в городе Вологде и Вологодском районе.

Департамент городского хозяйства администрации города Вологды и ООО «ТрансАвто» 02.06.2008 заключили договор на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте, согласно пункту 1.1 которого                             ООО «ТрансАвто» предоставляет проезд по единым именным льготным месячным проездным билетам отдельным категориям граждан в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2.1 договора, а Департамент городского хозяйства администрации города Вологды возмещает ООО «ТрансАвто» расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте.

В рамках данного договора задолженность за август-сентябрь 2012 года составила 777 824 руб. 95 коп. расходов, связанных с перевозкой областных льготников и 207 917 руб. 71 коп. – с перевозкой федеральных льготников.

Ссылаясь на наличие задолженности, истец обратился в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал требования к субъекту Российской Федерации Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области и Российской Федерации в лице Минфина законными, обоснованными и удовлетворил их.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.

В соответствии с Законом № 1704-ОЗ лица, указанные в пунктах 1-3 статьи 1 указанного закона, имеют право на приобретение по месту жительства единого именного льготного месячного проездного билета стоимостью 300 рублей для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района).

Лицам, указанным в пунктах 4 - 31 статьи 1 Закона № 1704-ОЗ, предоставляются меры социальной поддержки в рамках обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории области в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами с учетом финансирования расходов на эти цели за счет средств федерального бюджета.

Закон вступил в силу с 01.01.2008 и продолжал свое действие до 01.10.2012, когда был приостановлен.

Согласно статье 4 Закона № 1704-ОЗ порядок предоставления мер социальной поддержки и порядок возмещения транспортным организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, определяется Правительством области.

В соответствии с Законом № 1704-ОЗ нормы в части предоставления мер социальной поддержки

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 по делу n А66-16683/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также