Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 по делу n А05-15/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 16 июля 2014 года г. Вологда Дело № А05-15/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2014 года. В полном объеме постановление изготовлено 16 июля 2014 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зориной Ю.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 апреля 2014 года по делу № А05-15/2014 (судья Трубина Н.Ю.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Комфорт» (ОГРН 1092920000458; далее – Общество, ООО «Комфорт») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Социально-культурный центр «Мир» (ОГРН 1062920012748; далее – Учреждение), Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области (ОГРН 1022900535558; далее – Министерство), администрации муниципального образования «Плесецкий район» (ОГРН 1022901466565; далее – Администрация) и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636; далее – Министерство финансов) о взыскании 11 966 руб. 69 коп. убытков в связи с предоставлением работникам культуры п. Савинский льгот по оплате за содержание и отопление жилых помещений в октябре 2011 года. Определением Арбитражного суда Архангельской области от 17.02.2014 исковое заявление принято к производству, возбуждено производство с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства. Решением суда от 17.04.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано. Кроме того, с Министерства финансов в пользу Общества взыскано 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Министерство финансов не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в отношении Министерства финансов. Доводы жалобы сводятся к тому, что надлежащими ответчиками являются Министерство и Администрация. Считает, что финансирование заявленных убытков является расходным обязательством Архангельской области, федеральный закон, предусматривающий данное возмещение, отсутствует. Полагает, что есть несоответствия предъявленных в списке-реестре за октябрь 2011 года сумм возмещения оплаты услуг по содержанию и отоплению жилых помещений суммам платы за жилье и отопление, указанным в копиях лицевых счетов граждан. ООО «Комфорт» и Администрация в отзывах на апелляционную жалобу возражают относительно ее удовлетворения. Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, отзывов на нее, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене. Как следует из материалов дела, между Обществом и Учреждением заключен договор от 11.01.2011 № 75/Л-2011, по условиям которого истец предоставляет услуги по содержанию и отоплению жилых помещений, занимаемых работниками культуры Учреждения в п. Савинский, а Учреждение возмещает расходы Общества по оказанию услуг. В пункте 1.2 договора стороны определили, что руководствуются Порядком предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках, утвержденным решением Собрания депутатов муниципального образования «Плесецкий район» от 20.10.2005 № 66. В октябре 2011 года истец, являясь управляющей компанией многоквартирных жилых домов, предоставил проживающим в них работникам Учреждения льготы по оплате за содержание и отопление жилых помещений на общую сумму 11 966 руб. 69 коп., что подтверждается актом и счетом от 31.10.2011 № 717. Поскольку расходы, связанные с предоставлением льгот, истцу не были возмещены, Общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с настоящим иском. Судом первой инстанции исковые требования признаны обоснованными по праву и размеру. Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и не находит оснований согласиться с доводами подателя жалобы. В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Согласно части 6 статьи 55 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ), до 01.01.2005 специалистам организаций культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа, предоставлялись льготы, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса. Статьей 55 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, статьей 24 Закона РСФСР «О социальном развитии села», статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26.01.1988 № 31 «О предоставлении льгот работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках» предоставлялось право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Пунктом 26 статьи 20 Закона № 122-ФЗ в статью 55 Основ законодательства Российской Федерации о культуре внесены изменения, в том числе части шестая, седьмая и восьмая признаны утратившими силу. Из преамбулы Закона № 122-ФЗ следует, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, в также иных обстоятельств. Согласно статье 153 Закона № 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 1). При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия, при которых меры социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004. Следовательно, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному изменению ранее достигнутого уровня их предоставления. Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации (определения от 01.03.2007 № 129-О-П, от 04.12.2003 № 415-О, от 15.02.2005 № 17-О, от 01.12.2005 № 521-О, постановления от 16.12.1997 № 20-П, от 24.05.2001 № 8-П, от 19.06.2002 № 11-П, от 23.04.2004 № 9-П), изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, в связи с чем Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации (абзац третий пункта 1 и пункт 3 статьи 86, статьи 129 и 135). Таким образом, передача отдельных государственных полномочий Российской Федерации на другой уровень власти должна сопровождаться одновременной передачей нижестоящим бюджетам финансовых средств, необходимых для осуществления соответствующих полномочий, а при недостаточности таких средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета, взыскание должно осуществляться с Российской Федерации. Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о выделении в спорный период из федерального бюджета финансовых средств на реализацию Администрацией мер социальной поддержки работников сферы культуры. Истец, являясь управляющей компанией многоквартирных жилых домов и предоставив проживающим в них работникам Учреждения льготы по оплате за содержание и отопление жилых помещений, понес расходы, обусловленные невыполнением Российской Федерацией возложенной на нее обязанности по финансированию соответствующих льгот. В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости возмещения истцу понесенных им убытков за счет казны Российской Федерации. Возражения Министерства финансов, касающиеся несоответствия предъявленных в списке-реестре за октябрь 2011 года сумм возмещения оплаты услуг за содержание и отопление жилых помещений лицевым счетам граждан, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку истец предоставлял им 100 % льготу по оплате за содержание и отопление, счета на оплату гражданам не предъявлялись, в связи с чем сумма оплаты в лицевых счетах значится 0 руб. Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда следует оставить без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения. Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 апреля 2014 года по делу № А05-15/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения. Судья Ю.В. Зорина Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 по делу n А13-242/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Сентябрь
|