Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2007 по делу n А66-4441/2007. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

18 декабря 2007 года                         г. Вологда                    Дело № А66-4441/2007

                                                                                                                          

        Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Журавлева А.В. и  Козловой  С.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Кулаковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Лихославльский радиаторный завод» на решение      Арбитражного      суда     Тверской области от 14.09.2007 по делу   № А66-4441/2007 (судья Силаев Р.В.),

у с т а н о в и л:

         

          открытое акционерное общество «Тверьоблгаз» в лице филиала «Торжокмежрайгаз» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к открытому акционерному обществу «Лихославльский радиаторный завод» (далее – Завод) о взыскании 655 964 руб. 83 коп. доплаты за транспортировку газа в 2006 году.

          Решением суда от 14.09.2007 исковые требования удовлетворены в полном объеме,  также с Завода в пользу Общества взыскано 13 059 руб. 65 коп.  возмещения расходов по уплате государственной пошлины.

          Завод с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.

           Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что условиями договора не предусмотрена возможность перерасчета в случае перерасхода или недоиспользования газа.

         Общество в отзыве возразило против доводов апелляционной жалобы, просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.      

 Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем  дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав  материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

          Как следует из материалов дела, между ООО «Тверская региональная компания по реализации газа» (постав­щик), Обществом (газораспределительная организация — ГРО) и За­водом (покупатель) 24.11.2004 заключен договор поставки и транспортировки газа № 52-4-3443/05, в соответствии с которым  поставщик принял на себя обязательства  поставлять, ГРО — транспортировать, а Покупатель — принимать и оп­лачивать природный газ в объемах, приведенных в пункте 2.1 договора.

         Стороны дополнительным соглашением  от 30.11.2005 № 01/06 внести изменения в указанный договор относительно срока его действия и объема  газа, согласовав его на 2006 год в  размере 10 260 000  куб. м.

         Согласно пункту  6.1 договора оптовая цена на газ, за снабженческо-сбытовые услуги, тариф на услуги по его транспортировке определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и подлежат  изменению с даты вступления  соответствующих  постановлений в законную силу.

Действовавшие в 2006 году тарифы на услуги  Общества установле­ны приказом Федеральной службы по тарифам от 14.12.2005 № 622-э/4 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям Тверской области», при этом  данные тарифы с  01.01.2006 введены как дифференцированные по группам  потребителей на услуги по транспортировке газа. Утвержденные тарифы поставлены в зависимость от  объема потребления газа  и категории потребителей.

           Поскольку Заводом при заключении договора  запрашивалось 10 260 000 куб.м, Общество при расчетах в течение 2006 года применяло тариф 208,18 руб/1000 куб.м, исходя из того, что конечный потребитель относится ко  второй группе с потреблением газа  от 10 до 100 000 000 куб.м/год.

         По итогам 2006 года было установлено, что покупателю оказаны услуги по транспортировке 9 705 000 куб.м газа. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела.

Оплата ответчиком произведена за оказанные услуги в 2006 году исходя из тарифа 208, 18 руб/1000 куб.м. в размере 2 384 056 руб. 54 коп.

Считая, что Завод по объемам потребления газа в 2006 году относится к третьей группе потребителей   и    должен  оплатить  услуги  в  большем размере  исходя из тарифа 265,46 руб/1000 куб.м, (3 040 021 руб. 37 коп.), истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

         Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности по праву и по  размеру.

Арбитражный суд апелляционной инстанции  находит данный вывод правильным и соответствующим обстоятельствам дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных  законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные  или регулируемые уполномоченными на то государственными  органами.

   На основании статьи 8  приведенного закона Правительство Российской Федерации в области  газоснабжения осуществляет  полномочия в соответствии с Федеральным законом  «О Правительстве Российской Федерации», в том числе:

устанавливает порядок формирования и утверждения перспективного баланса добычи и реализации газа в Российской Федерации, исходя из ресурсов газа, технических возможностей систем газоснабжения и прогноза потребности в энергетических ресурсах;

утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации, правила охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению (далее - неотключаемые потребители);

устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

С учетом  специфики  газоснабжения, необходимости обеспечения сбалансированности между добычей и потреблением газа постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации (далее – Правила), в соответствии с пунктом  29 которых цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных  органов исполнительной власти. Пункт 31 Правил предусматривает, что  условия оплаты  транспортировки газа  определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами исполнительной власти.

Согласно  статье 21 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» государственное регулирование  тарифов на услуги по транспортировке газа, отнесенные  Федеральным законом  «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов.  По решению Правительства Российской Федерации регулирование  тарифов на услуги по транспортировке газа может быть  заменено  государственным регулированием цен на газ для конечных  потребителей, использующих его в качестве топлива и сырья, а также  тарифов на услуги по транспортировке газа  для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Норма статьи 23 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определяет, что Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций – собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и порядок их  применения. Указанные тарифы могут быть  дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 30.06.2004        № 332 утверждено Положение о Федеральной службе по тарифам, в соответствии с пунктами 5.3.1.15 и 5.3.1.16 Федеральная служба по тарифам  устанавливает (утверждает, регистрирует) тарифы на транспортировку газа по трубопроводам.

Приказом Федеральной службой по тарифам Российской Федерации  15.08.2006 № 186-э/3 утверждены Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее – Методические  указания). Пункт 12 данных указаний предусматривает, что на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ГРО до сетей конечного потребителя устанавливается тариф на транспортировку до конечных  потребителей. Данный тариф устанавливается дифференцированно по группам  конечных потребителей. Для проведения дифференциации  тарифа на транспортировку конечные потребители разделяются на четыре  группы в зависимости от объемов  потребления газа.

В соответствии с пунктом 46 Методических указаний в случае, если фактический объем транспортировки  газа конечному  потребителю в течение года по всем договорам транспортировки (поставки) через газораспределительные  сети данной  ГРО  выходит за объемные  пределы группы, к которой  он был  первоначально отнесен, кроме случая, когда это  происходит  вследствие несанкционированного перебора газа потребителем, указанный  конечный потребитель относится к другой группе (отнесение к группе  с более  высоким  порядковым  номером  возможно только по итогам года, а с меньшим порядковым номером – в месяц превышения верхней границы объемного диапазона группы, к которой первоначально был отнесен конечный  потребитель). Тариф  на транспортировку, применяемый  к объему транспортировки газа, адресуемого данному  конечному  потребителю в месяце проведения его отнесения к другой  объемной группе, рассчитывается по формуле 13 Методических указаний.

Аналогичное правило до 2006 года было  установлено постановлением   Федеральной  энергетической комиссии от 28.10.2003 № 88-э/1.

       Суд первой инстанции  обоснованно  указал, что, поскольку истцом перерасчет по итогам 2006 года произведен  в июне 2007 года,  ответчик обязан  уплатить дополнительный  платеж за год, определяемый  как произведение  фактического объема газа, поставляемого ответчику в 2006 году, на разность тарифов, установленных для третьей и второй групп потребителей.

Довод подателя жалобы о том, что требование истца не соответствует  условиям договора, не может быть принят во внимание, поскольку пунктами 6.1 и 11.3  договора  от 24.11.2004 предусмотрена зависимость  цены на газ, снабженческо-сбытовые услуги и тарифа на услуги по его транспортировке от порядка, установленного нормативно-правовыми актами Российской Федерации. В данном случае цена договора  напрямую зависела от тарифа за услуги  и от группы потребителей, при этом указанные составляющие непосредственно связаны с запрашиваемым  потребителем  объемом  газа. 

По условиям договора от 24.11.2004 и согласно Правилам (пункт 13)  в обязанности покупателя входит  получение  (отбирание) газа равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа. Данная обязанность ответчиком  нарушена, в связи с чем в силу требований закона возникла необходимость изменения составляющих, от которых зависит  регулируемый тариф за услуги истца.  

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, выводы, изложенные в решении, им соответствуют, нарушений или неправильного применения норм  процессуального права не установлено, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для вмешательства в состоявшийся судебный акт.

 В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по оплате государственной пошлины относятся на ее подателя.

 Руководствуясь статьями 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

         решение Арбитражного суда  Тверской  области от  14 сентября 2007 года по делу № А66-4441/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу  открытого акционерного общества «Лихославльский радиаторный завод» - без удовлетворения.

Председательствующий                                                                     А.Я.Зайцева

Судьи                                                                                                   А.В. Журавлев

                                                                                                      С.В. Козлова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2007 по делу n А13-10637/2006. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также