Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 по делу n А05-811/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

09 июля 2014 года

г. Вологда

Дело № А05-811/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 09 июля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей  Докшиной А.Ю. и          Ралько О.Б. при ведении протокола секретарём судебного заседания                    Халиловой В.В.

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Поморское гостеприимство» Романовой М.В. от 19.02.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Поморское гостеприимство» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 марта 2014 года по делу № А05-811/2014 (судья Чурова А.А.),

 

у с т а н о в и л :

 

общество с ограниченной ответственностью «Поморское гостеприимство» (ОГРН 1052930011078; далее – ООО «Поморское гостеприимство», Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к Отделу надзорной деятельности города Архангельска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее – Отдел) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления  от 15.01.2014 № 1083, вынесенного главным государственным инспектором города Архангельска по пожарному надзору Личковым Виктором Константиновичем, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 4                           статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

Решением суда в удовлетворении требований отказано.

Общество в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Не оспаривая по существу наличие выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности,  ссылаются на то, что Общество не является субъектом ответственности по вменяемому ему административному правонарушению, поскольку является арендатором проверенных Отделом нежилых помещений. Кроме того, указывают на их последующую передачу в субаренду. Полагают также, что в силу части 4 статьи 4 Федерального закона      от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» заявитель не обязан соблюдать требования СП 1.13130.2009 и             СНиП 21-01-97* до реконструкции или капитального ремонта арендуемых помещений.

Отдел о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещён надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –       АПК РФ), в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав объяснения представителя Общества, исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения  государственного инспектора г. Архангельска по пожарному надзору                  от 20.09.2013 № 595  Отделом в период с 03.10.2013 по 30.10.2013 в отношении Общества по адресу: г. Архангельск, ул. Поморская, д. 5, проведена плановая выездная  проверка. 

Указанное распоряжение получено Обществом 26.09.2013.

В ходе проверки Отделом выявлены и отражены в акте от 28.10.2013         № 595 следующие нарушения требований пожарной безопасности:

–  в нарушение пункта 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» высота эвакуационного выхода № 1 из помещений малого зала бара «BierFest» составляет 183 см в свету (при требуемой высоте 190 см);

–  в нарушение пункта 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» высота эвакуационного выхода № 1 из помещений малого зала бара «BierFest» составляет 175 см в свету (при требуемой высоте 190 см).

По факту выявленных нарушений 25.12.2013 в отношении Общества составлен протокол № 1083 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4  статьи 20.4  КоАП РФ. Копия протокола с указанием времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении получена представителем Общества.

Уполномоченным должностным лицом Отдела 15.01.2014 вынесено постановление  № 1083 о назначении административного наказания, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4  статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «Поморское гостеприимство» обратилось в арбитражный суд.

В соответствии с положениями частей 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.

Согласно части 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.

В силу положений статьи 1 указанного Закона невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности свидетельствует о нарушении требований пожарной безопасности, под которыми, в свою очередь, понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

При этом нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности (статьи 1 и 20 Закона о пожарной безопасности).

В соответствии со статьей 20 Закона о пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, в то время, как высота эвакуационного выхода № 1 из помещения малого зала бара «BierFest» составляет 183 см, высота эвакуационного выхода № 2 из помещения малого зала бара «BierFest» составляет 175 см.

Таким образом, материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается, что помещения по адресу: Архангельск, ул. Поморская, 5 (бар «BierFest») не соответствуют требованиям пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам.

Довод подателя жалобы о том, что в силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ) Общество не обязано соблюдать требования СП 1.13130.2009 и СНиП 21-01-97* вплоть до реконструкции или капитального ремонта арендуемых помещений, отклоняется судом апелляционной инстанции.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона № 123-ФЗ, определяющего основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливающего общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения указанного Закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями указанного Закона (часть 4 статьи 4 Закона № 123-ФЗ).

Содержащиеся в пункте 6.16 СНиП 21-01-97* требования являются условиями безопасной эвакуации людей в случае возникновения пожара и ограничения распространения возникшего пожара.

Поскольку в проверенных нежилых помещениях размещается предприятие общественного питания, несоблюдение вышеприведенных требований в случае возникновения пожара может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, в данном случае действие правил пожарной безопасности, предусмотренных вышеприведенными нормативными актами, обязательны для соблюдения заявителем.

Кроме того, нарушение каких-либо требований СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», Обществу в вину оспариваемым постановлением не вменялось.

Апелляционный суд также не принимает ссылку подателя жалобы на факт принадлежности проверенных нежилых помещений Обществу на основании договора аренды, а также на их последующую передачу в субаренду, в связи с чем ООО «Поморское гостеприимство» не является надлежащим субъектом ответственности по вменяемому ему административному правонарушению.

В силу части 1 статьи 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Как следует из материалов дела, на основании договора № 57/4 аренды нежилого помещения от 01.06.2012 между ООО «Титан-Девелопмент» (арендодатель) и ООО «Поморское гостеприимство» (арендатор), Общество приняло во временное пользование за плату нежилые помещения общей площадью 800,9  кв.м., в том числе помещения площадью 216,6 кв.м. в подвале здания по адресу: Архангельск, ул. Поморская, д. 5.

Согласно пункту 2.2.7 указанного договора арендатор обязан соблюдать правила противопожарной безопасности в арендуемых помещениях.

Между Обществом и индивидуальным предпринимателем Герасимовым А.В. 01.06.2012 заключён договор субаренды нежилых помещений общей площадью 166 кв.м, расположенных в подвале здания по адресу: Архангельск, ул. Поморская, д. 5.

Согласно пункту 3.2 указанного договора субаренды субарендатор обязан содержать помещения в состоянии, соответствующем противопожарным нормам.  

Вместе с тем передача части нежилых помещений, расположенных в подвале здания по адресу: Архангельск, ул. Поморская, д. 5, в субаренду другому лицу не свидетельствует об отсутствии у Общества, как арендатора нежилых помещений по указанному адресу, обязанности по соблюдению при их эксплуатации требований пожарной безопасности.

Как установлено судом первой инстанции, фактически ООО «Поморское гостеприимство» осуществляет хозяйственную деятельность в спорном помещении, что подтверждается выданными Обществу лицензиями на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции по адресу: Архангельск, ул.Поморская, д. 5, от 08.08.2012 и 30.09.2013. Действие указанных лицензий, как следует из ответа Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области от 27.02.2014 № 205-04/641, не приостанавливалось, лицензии не аннулировались.

Факт реализации в баре «BierFest» алкогольной продукции Обществом не отрицается.

Кроме того, переданная в субаренду предпринимателю Герасимову А.В. площадь нежилых помещений в подвале здания по адресу: Архангельск, Поморская, 5, менее арендуемой заявителем (216,6 кв.м – аренда, 166 кв.м. – субаренда).

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела вина                       Общества заключается в том, что оно не проявило той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при соблюдении требований законодательства о пожарной безопасности и не приняло все зависящие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

На основании изложенного с учётом существа правонарушения, общественной значимости государственного контроля в области пожарной безопасности судом первой

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2014 по делу n А05-1087/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также