Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2014 по делу n А05-1160/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07 июля 2014 года

г. Вологда

Дело № А05-1160/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 07 июля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,

при участии от  общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западная строительная компания» представителя Коковиной А.Н. по доверенности от 03.03.2014,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западная строительная компания» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 апреля 2014 года по делу № А05-1160/2014 (судья Волков И.Н.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Северо-Западная строительная компания» (ОГРН 1032900017644; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к мэрии города Архангельска (ОГРН 1022900509521; далее - Мэрия) о взыскании 25 998 238 руб. 44 коп. долга по оплате дополнительных работ, выполненных в связи с исполнением  муниципального контракта от 25.10.2012 № 86-С на выполнение работ по строительству школы (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) изменения иска).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора,  привлечено   муниципальное бюджетное  учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Стройсервис» (далее – Учреждение).

Решением от 03.04.2014 суд в удовлетворении требований отказал.

Общество с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просило решение отменить, принять новый судебный акт, удовлетворив иск.

Доводы подателя жалобы сводятся к  следующему. Необходимость  выполнения дополнительных работ была вызвана отсутствием  их в технической документации. Истец на стадии  участия в аукционе не имел  возможности определить необходимость проведения дополнительных  объемов работ. Стороны договорились  по объему, стоимости  и  срокам выполнения  дополнительных работ, что подтверждается актами,  локальными  сметными расчетами, актами о приемке работ. Конклюдентные действия  ответчика, выразившиеся в  согласовании объемов дополнительных работ,  свидетельствуют об изменении   условий договора в части  стоимости работ. С учетом  того, что  дополнительные работы  выполнены в рамках  заключенного муниципального контракта с соблюдением правил, установленных Федеральным  законом  от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ), в срок, установленный контрактом, они не меняли характер  работ,  связаны с ним,  исходя из пунктов  11.1 и 11.5 контракта, у суда отсутствовали основания  принять нормы Закона № 94-ФЗ  к спорным правоотношениям в части  указания на необходимость  заключить  отдельный  контракт на  выполнение дополнительных работ. Суд не учел общую стоимость строительства школы. По ранее заключенному и в последующем расторгнутому контракту от 10.03.2011 № 18-С стоимость работ составила 23 972 845 руб. 89 коп. Максимальная цена (начальная), объявленная  при проведении  аукциона на проведение работ, предусмотренных контрактом от 25.10.2012 № 86-С, составила 199 876 940 руб. Таким образом,  общая стоимость работ по строительству школы составляет 223 849 785 руб. 89 коп. Следовательно, 10 % от общей стоимости строительства  составляет 22 384 978 руб. 59 коп., которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца  по правилам статьи 744 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Суд необоснованно  применил  правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 28.05.2013 № 18045/12 и от 04.06.2013 № 37/13 (опубликованы 08.08.2013), так как  строительство  школы было окончено  в срок до 15.08.2013.

 В судебном заседании апелляционной инстанции представитель  Общества поддержал доводы и требования  жалобы, просил решение суда отменить, иск удовлетворить.

Мэрия в отзыве на жалобу возразила против ее доводов и требований, просила решение суда  оставить без изменения.

Учреждение  представило в суд письменное мнение и дополнение к  нему относительно доводов и требований жалобы,  просило  решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Мэрия и Учреждение  надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.

Выслушав представителя Общества, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы,  отзыва Мэрии, письменное мнение и дополнение к нему Учреждения, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела,   25.10.2012   Мэрия (заказчик) и Общество (подрядчик)  по итогам открытого аукциона в электронной форме заключили муниципальный контракт № 86-С.

По условиям контракта  подрядчик принял на себя обязательства  выполнить работы по строительству школы в жилом микрорайоне Цигломень в районе существующей школы № 69 ул. Матросова, ограниченный ул. Ленинская-ул. Куйбышева, ул. Красина-ул. Матросова в Архангельске.

В пункте 2.1 контракта установлено, что стоимость выполняемых подрядчиком работ определена по результатам торгов в форме открытого аукциона и составляет 198 877 555 руб. 30 коп.

Цена контракта включает в себя стоимость работ, включая стоимость всех материалов, необходимых для производства работ, все налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также гарантийные обязательства, расходы по сдаче-приемке работ и другие дополнительные расходы, связанные с полным выполнением подрядчиком работ, предусмотренных контрактом. 

В силу пункта 2.2 цена контракта  остается твердой (фиксированной) на весь период действия контракта, изменению не подлежит.

В соответствии с пунктом 3.2 контракта срок окончания работ - до 15.08.2013.

Согласно пункту  11.1 контракт может быть изменен или дополнен по соглашению сторон в соответствии с действующим законодательством. Такие изменения и дополнения  действительны в том случае, если они не противоречат действующему законодательству и оформлены в виде дополнительного соглашения к контракту и подписаны надлежаще  уполномоченными на то представителями сторон. 

Пункт 11.5 предусматривает, что  любая договоренность между сторонами, влекущая за собой новые обстоятельства, не предусмотренные  контрактом, считается  действительной, если  она подтверждена стонами в письменной  форме в виде дополнительного соглашения.

Суд первой инстанции установил, что  стоны обязательства по контракту исполнили.

Как следует из искового заявления,  Общество, выполняя работы по контракту,  осуществило дополнительные работы на  общую сумму  25 998 238 руб. 44 коп., что подтверждается актами о приемке выполненных работ, которые подписаны  Обществом и Учреждением.

Мэрия  в письме от 31.01.2014 отказалась оплатить  данные работы, поскольку они не предусмотрены контрактом.

Считая, что оснований для отказа в оплате дополнительных работ у ответчика не имелось, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции  признал их необоснованными по праву и отказал в иске.

Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Согласно статье 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 ГК РФ). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).

Как следует из материалов дела,  между истцом и ответчиком заключен  муниципальный контракт № 86-с на выполнение работ по строительству школы.

По условиям контракта стоимость выполняемых подрядчиком работ определена по результатам торгов в форме открытого аукциона и составляет 198 877 555 руб. 30 коп.

При этом  в контракте указано, что его цена остается  твердой (фиксированной) на весь период действия контракта  и изменению не подлежит.

Как следует из искового заявления, требования истца направлены на получение оплаты за выполненные  дополнительные работы, которые согласованы с заказчиком и необходимы подрядчику для выполнения контракта.

В соответствии со статьей 5 Закона № 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Согласно части 1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Частью 2 статьи 9 Закона № 94-ФЗ установлено, что государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно части 4.1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ цена муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.

При исполнении муниципального контракта не допускается изменение условий контракта, как по соглашению сторон, так и в одностороннем порядке, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом № 94-ФЗ. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом.

Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ определено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии со статьей 709 ГК РФ цена работы в договоре подряда определяется путем составления сметы, которая может быть приблизительной или твердой.

Согласно пункту 6 данной статьи подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

В соответствии со статьей 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности не предоставление технической документации препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 ГК РФ).

Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 719 ГК РФ, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В пункте 2 статьи 763 ГК РФ установлено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Согласно статье 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.

Поскольку соответствующий закон о подрядах для государственных и муниципальных нужд до настоящего времени не принят, в регулировании подрядных работ для государственных и муниципальных нужд приоритетное значение остается за нормами ГК РФ: в части, не урегулированной статьями 763-767 ГК РФ, должны применяться в зависимости от вида подрядных работ положения параграфов 3, 4, 5 главы 37 ГК РФ, а затем - общие положения о договоре подряда (параграф 1 главы 37 ГК РФ).

Так как параграф 5 главы 37 ГК РФ не регулирует вопросы необходимости проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, подлежат применению положения параграфа 3 указанной главы о строительном подряде.

В соответствии с пунктом 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

Согласно пункту 3 подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы, и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.

При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение подрядчик

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2014 по делу n А13-1393/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также