Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014 по делу n А44-5573/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 01 июля 2014 года г. Вологда Дело № А44-5573/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2014 года. В полном объеме постановление изготовлено 01 июля 2014 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Халиловой В.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Пчела» Евлантьева А.О. по доверенности от 03.01.2014, Сорокина Д.С. по доверенности от 03.01.2014, от Департамента экономического развития и торговли Новгородской области Кигайте Г.И. по доверенности от 16.04.2014 № ЭК-1405-И, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Новгородской области апелляционную жалобу Департамента экономического развития и торговли Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 30 января 2014 года по делу № А44-5573/2013 (судья Киселева М.С.), у с т а н о в и л: общество с ограниченной ответственностью «Пчела» (ОГРН 1055300009478; далее - ООО «Пчела», общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительным приказа Департамента экономического развития и торговли Новгородской области (ОГРН 1025300800975; далее – департамент) от 06.09.2013 № 1109/Т об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции как не соответствующего подпункту 3 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ). Решением Арбитражного суда Новгородской области от 30 января 2014 года заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме. Департамент с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на то, что на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии у ООО «Пчела» фактически имелась задолженность по уплате налогов, в связи с этим считает, что вынесенный им приказ является законным и обоснованным. Также указывает на то, что проверка достоверности сведений, содержащихся в справке налогового органа, не регламентируется нормами законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции и не входит в компетенцию органа, который выдает такие лицензии. Поэтому такое обстоятельство, как недостоверность сведений в справке, выданной налоговым органом, не может служить основанием для признания незаконности отказа департамента в выдаче лицензии. Представитель департамента в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило, его представители в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили оставить решение суда без изменения. Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как следует из материалов дела, общество 09.08.2013 обратилось в департамент с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Новгородской области. С целью проверки выполнения ООО «Пчела» условий для осуществления названной деятельности департамент приказом от 19.08.2013 № 1026/Т назначил внеплановую выездную проверку общества и направил в Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области (далее – управление) запрос (с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия) о наличии либо отсутствии у общества по состоянию на 09.08.2013 задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. В ответ на данный запрос 05.09.2013 управлением по электронным каналам связи представлена информация о том, что у ООО «Пчела» по состоянию на 09.08.2013 имеется неисполненная обязанность по уплате налогов. При этом ни размер задолженности, ни вид налога, по которой имеется такая задолженность, в данном ответе не указаны. На основании полученной информации департаментом вынесен приказ от 09.09.2013 № ЭК-3090-И об отказе в выдаче обществу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 19 Закона № 171-ФЗ в связи с наличием у ООО «Пчела» на дату поступления заявления задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней, штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой управления от 05.09.2013 № 1664 в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Общество, не согласившись с указанным приказом, обжаловало его в судебном порядке. По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконное возложение на них каких-либо обязанностей; создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Законом № 171-ФЗ. В соответствии со статьей 18 данного Закона осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию. Порядок получения лицензии на производство и оборот алкогольной продукции, основания для отказа в выдаче лицензии, переоформления лицензии регулируются статьей 19 Закона № 171-ФЗ. Согласно подпункту 3 пункта 9 названной статьи основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является в том числе наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной по запросу лицензирующего органа. В данном случае из справки управления следует наличие у общества на дату подачи заявления о выдаче лицензии некой неисполненной налоговой задолженности. В соответствии с письмом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Новгородской области от 09.09.2013 № 4-10/009374 под задолженностью понималась задолженность в виде пени в размере 492 руб. 71 коп., платеж «попал» в лицевой счет налогоплательщика 13.08.2013, в этот же день произошло «обнуление сальдо», поскольку платежное поручение поступило только 13.08.2013 из Федерального казначейства в инспекцию. Вместе с тем согласно материалам дела по платежному поручению от 09.08.2013 № 1356 сумма в размере 492 руб. 71 коп., поименованная в нем как пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, перечислена обществом на счет Управления Федерального казначейства по Новгородской области 09.08.2013, о чем свидетельствует соответствующая отметка о списании денежных средств со счета плательщика (лист дела 12). При этом на платежном поручении имеется отметка Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Новгородской области о получении 09.08.2013 копии платежного поручения. Кроме того, в подтверждение факта списания в день обращения в дополнительный офис № 8629/01809 Новгородского отделения № 8629 открытого акционерного общества «Сбербанк России» указанной денежной суммы с расчетного счета ООО «Пчела» заявителем представлена справка Новгородского отделения № 8629 открытого акционерного общества «Сбербанк России» от 06.09.2013 № 1809-39-18/147 (лист дела 10). В апелляционной жалобе департамент указывает, что на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии у ООО «Пчела» фактически имелась задолженность по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов, а документы, подтверждающие размер и погашение задолженности, не представлялись в департамент в период рассмотрения заявления общества, в связи с этим полагает, что вынесенный им приказ является законным и обоснованным. Как установлено подпунктом 3 пункта 9 статьи 19 Закона № 171-ФЗ, основанием для отказа в выдаче лицензии является наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов. Из приведенного следует, что Закон связывает данное основание для отказа в выдаче лицензии именно с фактическим наличием у заявителя реальной задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов. При этом под задолженностью понимается неисполненная в установленные сроки налогоплательщиком обязанность по уплате налогов и сборов. Соответственно, наличие задолженности влечет за собой обязанность перечислить в бюджет сумму, образующую эту задолженность. В соответствии с пунктом 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. С учетом положений названной статьи Кодекса и имеющихся в деле доказательств погашения обществом задолженности по уплате пеней по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности 09.08.2013 налоговая задолженность у ООО «Пчела» на дату обращения с заявлением о выдаче лицензии у общества фактически отсутствовала. Доказательств обратного департаментом не представлено. Действительно, как указывает департамент, проверка достоверности сведений, содержащихся в справке управления, не регулируется нормами законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции и не входит в компетенцию органа, который выдает такие лицензии. Однако в рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что обществом соблюдена должная заботливость и осмотрительность и приняты своевременные меры для устранения факторов, способных воспрепятствовать ему в приобретении права на получение лицензии. Как следует из содержания подпункта 3 пункта 9 статьи 19 Закона № 171-ФЗ, названной нормой установлены форма и способ взаимодействия налогового и лицензирующего органов по передаче информации о наличии задолженности. Несвоевременное поступление в рассматриваемом случае в управление сведений о расчетах с бюджетом оказало влияние на формирование сведений о неисполнении ООО «Пчела» обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, на момент формирования управлением ответа департаменту. Между тем периодичность обновления налоговым органом информации о наличии или отсутствии задолженности налогоплательщика перед бюджетами всех уровней Российской Федерации, а также порядок взаимодействия лицензирующего и налогового органов не должны являться препятствием для реализации права общества на осуществление деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции. Таким образом, приняв во внимание вышеназванные обстоятельства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что содержащаяся в электронной справке управления информация, явившаяся основанием для отказа в выдаче лицензии, не соответствовала действительной объективной обязанности налогоплательщика по уплате налогов и пеней. Поскольку основанием для принятия департаментом оспариваемого приказа послужили не соответствующие действительности сведения о наличии у общества задолженности перед бюджетом, названный приказ об отказе в выдаче лицензии нельзя признать законным. Иных оснований для отказа в оспариваемом приказе не приведено и судом не установлено. Вынесение департаментом оспариваемого приказа нарушило права общества в сфере предпринимательской деятельности, явилось препятствием для реализации права заявителем на осуществление деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции, то есть для реализации возможности заниматься определенным видом деятельности. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительным приказ департамента от 06.09.2013 № 1109/Т об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и удовлетворил требования ООО «Пчела». Основания для изменения или отмены решения суда, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, отсутствуют. В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина с департамента в федеральный бюджет не взыскивается. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Новгородской области от 30 января 2014 года по делу № А44-5573/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента экономического развития и торговли Новгородской области – без удовлетворения. Председательствующий А.Ю. Докшина Судьи Т.В. Виноградова О.Б. Ралько Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014 по делу n А66-866/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|