Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 по делу n А44-6007/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 июня 2014 года

г. Вологда

Дело № А44-6007/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 26 июня 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шумиловой Л.Ф., судей Виноградова О.Н. и     Козловой С.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Савинской А.И.,

         при участии от общества с ограниченной ответственностью «Спецтранссити» Быченковой Е.С. по доверенности от 18.06.2014, от закрытого акционерного общества «Новгородское спецавтохозяйство» Гусева И.В. по доверенности от 30.04.2012,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Спецтранссити» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 01 апреля 2014 года по делу            № А44-6007/2013 (судья Бочарова Н.В.),

 

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Спецтранссити» (ОГРН 1055300905945, далее - ООО «Спецтранссити») обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «Новгородское спецавтохозяйство» (ОГРН 1025300799138, далее – ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство») о взыскании 1 013 124 руб. 04 коп. неосновательного обогащения, образовавшегося в результате неправомерного взимания ответчиком платы с истца за прием и размещение твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в период с 01.11.2012 по 25.01.2013 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

Решением суда от 01.04.2014 в удовлетворении исковых требований ООО «Спецтранссити» отказано.

Истец с вынесенным решением не согласился, обратился в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ее податель указал на то, что в период с 01.11.2012 по 24.01.2013 был вынужден передавать предварительно оплаченные талоны ответчику с оплатой услуг по завышенной стоимости, оформляя справки об отходах с учетом коэффициента уплотнения 6, поскольку в указанные период ответчик отказывался принимать отходы на полигоне без такой предварительной оплаты; на то, что услуги по утилизации (захоронению) ТБО подлежат регулированию; постановлениями Комитета по ценовой и тарифной политике Новгородской области (далее – Комитет) от 30.11.2011 и от 12.11.2012 № 63/5 утверждены тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» на 2012 и 2013 годы; данные постановления не предусматривают зависимость величины тарифа по приему и захоронению 1 куб.м отходов от технических характеристик транспортного средства, доставляющего ТБО на полигон, а также возможность применения коэффициента уплотнения при определении стоимости утилизации отходов. Считает неправомерным отказ суда первой инстанции в принятии путевых листов в качестве доказательств по делу, поскольку они содержат информацию как об объеме бункера мусоровозов, так и о количестве рейсов (в виде штампов ответчика на путевых листах).

В заседании суда представитель ООО «Спецтранссити» поддержал апелляционную жалобу и доводы, изложенные в ней.

В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» и его представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы,  просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, постановлением Комитета от 30.11.2011 № 72/10 «О тарифах на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов закрытым акционерным обществом «Новгородское спецавтохозяйство» на  2012 год» (далее – Постановление № 72/10) для всех потребителей, кроме населения, установлен тариф на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в размере 32 руб. 26 коп. за куб.м в период с 01.01.2012 по 30.06.2012, в размере 34 руб. 16 коп. - с 01.07.2012 по 31.08.2012 и в размере         36 руб. 04 коп. - с 01.09.2012 по 31.12.2012; для населения – 38 руб. 07 коп.,    40 руб. 31 коп. и 42 руб. 52 коп. соответственно.

Постановлением Комитета от 12.11.2012 № 63/5 «О тарифах на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов закрытым акционерным обществом «Новгородское спецавтохозяйство» на 2013 год» (далее – Постановление № 63/5) для всех потребителей, кроме населения, установлен тариф на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в размере 36 руб. 04 коп. за куб.м за период с 01.01.2013 по 30.06.2013, в размере 39 руб. 82 коп. - с 01.07.2013 по 31.12.2013; для населения – 42 руб. 53 коп. и 46 руб.  99 коп. соответственно.

В соответствии с имеющимися в материалах дела корешками талонов ООО «Спецтранссити» в период с 01.11.2012 по 24.01.2013 осуществляло вывоз бытовых отходов на автомобилях-мусоровозах марки РГ-35 (государственные регистрационные знаки С233ТЕ/53 и С244ТЕ/53) на территорию полигона      ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» по 1-3 рейса в день.

Договор оказания услуг на прием и размещение твердых отходов между сторонами в этот период заключен не был.

Согласно сведениям общества с ограниченной ответственностью                    «РГ-Техно», которое является производителем специализированной техники, а также паспорту транспортного средства автомобиля мусоровоз марки РГ-35 может перевозить ТБО объемом не более 24 куб.м и весом не более 9365 кг          (т. 5, л. 77-86).

При выгрузке мусора объем ТБО не увеличивается. При максимально возможной загрузке мусоровоза твердыми бытовыми отходами коэффициент уплотнения ТБО в мусоровозе равен 1,85, что не влияет на объем перевозимых отходов, увеличивается лишь масса отходов (т. 1, л. 33).

Из материалов дела следует, что, принимая ТБО на полигон,                             ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» взимало с ООО «Спецтранссити» плату, исходя также из коэффициента уплотнения, равного 6, что ответчиком не оспаривается.

Претензией от 29.10.2013 № 295 истец предложил ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» возвратить денежные средства, полученные с учетом коэффициента уплотнения сверх установленного тарифа.

Оставление ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» претензии без удовлетворения явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований и отказал в их удовлетворении.

Апелляционная инстанция считает принятое решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 424  Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Из пунктов 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ) следует, что настоящий Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

На основании Закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ подлежат регулированию в том числе тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Правительство Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом, утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (подпункт 1 пункта 4 Закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ).

В пункте 6 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (далее - Постановление № 520) также предусмотрено, что тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО отнесены к регулируемым тарифам.

В силу пункта 8 Постановления № 520 тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 тонну или 1 куб.м твердых бытовых отходов.

  Таким образом, тариф на услуги по утилизации (захоронению)                   ТБО относится к категории регулируемых, а потому плата за такие услуги должна определяться с учетом применимого в соответствии с действующим законодательством тарифа и, как следствие, стороны в договорных отношениях не вправе применять другой размер платы за оказываемые услуги.

Постановлением № 72/10 на 2012 год, в том числе на период с 01.09.2012 по 31.12.2012, установлен тариф на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, для всех потребителей, кроме населения, в размере 36 руб.  04 коп., для населения – 42 руб. 52 коп.

Постановлением № 63/5 на 2013 год, в том числе на период с 01.01.2013 по 30.06.2013, для всех потребителей, кроме населения, установлен тариф на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в размере 36 руб. 04 коп. за куб.м, для населения – 42 руб. 53 коп.

Тариф на утилизацию утвержден без учета каких-либо коэффициентов уплотнения, а также не предусматривает зависимость величины тарифа от соотношения веса к объему или технических характеристик автомобиля, доставляющего твердые бытовые отходы на полигон.

При этом ответчиком не представлено доказательств, что доставленные на полигон отходы были до такой степени уплотнены, что после разгрузки мусоровозов объем ТБО составлял в 6 раз больше того объема отходов, который вмещался в автомобиль.

Как следует из материалов дела, принимая ТБО на полигон,                          ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» взимало с ООО «Спецтранссити» плату из расчета: 24 куб. м ТБО за один рейс мусоровоза РГ-35 x тариф на утилизацию (захоронение) ТБО x коэффициент уплотнения ТБО, равный 6, в результате чего за период с 01.11.2012 по 24.01.2013 истцом уплачены денежные средства сверх установленного тарифа.

Согласно расчету ООО «Спецтранссити» размер неосновательного обогащения ответчика за период с 01.11.2012 по 24.01.2013 составляет 1 013 124 руб. 04 коп.

Расчет исковых требований произведен истцом с применением тарифа          42 руб. 52 коп. за 1 куб.м, утвержденного постановлением № 72/10 (т. 6,              л. 1-132).

Вместе с тем истцом при расчет не учтено, что с 01.01.2013 действует тариф в размере 42 руб. 53 коп. за 1 куб. м, установленный постановлением         № 53/5. Таким образом, истцом при расчете неверно определена сумма, подлежащая уплате  ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» исходя из объема бункера (т. 6, л. 1-132, столбец 10 расчета).

С учетом перерасчета вышеуказанной суммы за январь 2013 года суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности требований истца на сумму 1 013 108 руб. 68 коп. за период с 01.11.2012 по 24.01.2013.

Поскольку правовые основания для применения коэффициента уплотнения ТБО при определении размера оплаты услуг у ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» отсутствовали, следовательно полученная ответчиком плата сверх установленного тарифа в сумме 1 013 108 руб. 68 коп. является его обогащением, полученным без законных на то оснований.

Указанная правовая позиция подтверждена постановлениями Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.01.2014 по делу № А44-1684/2013, от 03.06.2013 по делу № А13-11120/2012.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы распределяются на основании статьи 110 АПК РФ.

Размер государственной пошлины при цене иска 1 013 124 руб. 04 коп. составляет 23 131 руб. 24 коп.

ООО «Спецтранссити» при подаче иска уплатило в федеральный бюджет 23 183 руб. 99 коп. государственной пошлины (т. 1, л. 45).

С учетом частичного удовлетворения исковых требований с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 23 130 руб. 89 коп. государственной пошлины.

Истцу из федерального бюджета подлежит возврату 52 руб. 75 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 03.12.2013 № 1215.

Кроме того, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 1999 руб. 97 коп. государственной пошлины в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л:   

отменить решение Арбитражного суда Новгородской области от                   01 апреля 2014 года по делу № А44-6007/2013.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Новгородское спецавтохозяйство» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Спецтранссити» 1 013 108 руб. 68 коп. неосновательного обогащения, а также 23 130 руб. 89 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Спецтранссити» из федерального бюджета 52 руб. 75 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 03.12.2013                 № 1215.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Новгородское спецавтохозяйство» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Спецтранссити» 1999 руб. 97 коп. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня принятия.

Председательствующий                                                               Л.Ф. Шумилова

                           

Судьи                                                                                               О.Н. Виноградов

                                                                                                          С.В. Козлова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 по делу n А05-4012/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также