Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2009 по делу n А44-1434/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 января 2009 года

г. Вологда

Дело № А44-1434/2008

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Елагиной О.К., судей Митрофанова О.В. и                   Носач Е.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ляпаковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лестэк» на решение Арбитражного суда Новгородской области от 07 июня 2008 года по делу             № А44-1434/2008 (судья Киселева М.С.),

 

у с т а н о в и л :

 

Комитет лесного хозяйства Новгородской области в лице отдела Пестовское лесничество (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Лестэк» (далее - Общество) о взыскании неустойки в размере 31 644 руб.              37 коп. за нарушение Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 № 551 (далее – Правила отпуска древесины на корню).

Решением суда от 07 июня 2008  года исковые требования  удовлетворены полностью.

Общество с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворение иска. Полагает, что суд принял решение на основе норм материального права, которые не подлежали применению. Кроме того, ссылается на нарушение судом норм процессуального права. Указывает, что на Комитет не возложена прямая обязанность на обращение в суд по фактам нарушений лесного законодательства. Полагает, что к настоящим отношениям не применимы нормы Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) и Правила отпуска древесины на корню, поскольку освидетельствование делянки производилось 12.11.2007, то есть в период после того, как указанные правила утратили силу согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 № 169, и до вступления ЛК РФ в законную силу. Считает, что суд взыскал неустойку без применения норм материального права. Полагает, что доверенность от 04.03.2008                   № 362, на основании которой подписано исковое заявление, выдана неуполномоченным лицом, в связи чем суд необоснованно принял данное исковое заявление к производству. Кроме того, считает, что к настоящему спору также не применимы нормы материального права – часть 2 статьи 3 ЛК РФ и пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), поскольку договор аренды участков лесного фонда не может быть основанием для применения в данном споре норм гражданского законодательства.

Комитет и Общество надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Общества - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 09.02.2004 между Федеральным государственным учреждением Пестовский лесхоз объединенного Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России Новгородской области (далее - ГУ «Пестовский лесхоз») (Арендодатель) и Обществом (Арендатор) заключен договор аренды участка лесного фонда              № 1, в соответствии с которым Общество приняло в аренду участок лесного фонда на территории Пестовского лесхоза общей площадью 12 126 га, в том числе в Пестовском лесничестве.

ГУ «Пестовский лесхоз» выдало 06.10.2006 Обществу лесорубочный билет № 188, в соответствии с которым последнему разрешалось произвести сплошную рубку растущей древесины и вывезти её одновременно с заготовкой до 05.10.2007.

Комиссия ГУ «Пестовский лесхоз» в составе лесничего Вишнякова А.В., инспектора Андреева А.Н. и представителя Общества Воробьева Ю.А.  провела 12.11.2007 освидетельствование мест рубок.

По результатам проверки составлен акт освидетельствования мест рубок, подсочки и осмолоподсочки насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, подписанный представителем истца и ответчика, в котором зафиксированы следующие виды допущенных лесопользователем нарушений: оставление невывезенной древесины в объеме 18,3 куб.м и оставление расстроенных недорубов в объеме 223,7 куб.м.

При проведении освидетельствования представитель Общества Воробьев Ю.А., уполномоченный на представление интересов Общества при освидетельствовании в квартале 185 по лесорубочному билету от 06.10.2006 № 188  доверенностью от 12.11.2007 № 72, присутствовал и возражений во время проведения освидетельствования не представил.

На основании данного акта, руководствуясь пунктом 78 Правил отпуска древесины на корню, ГУ «Пестовский лесхоз» начислило Обществу неустойку в размере 31 644 руб. 37 коп. и направило ответчику акт освидетельствования. Представителем Общества Воробьевым Ю.А. 30.11.2007 было получено требование на возмещение убытков и потерь лесного хозяйства, в котором Обществу предлагалось добровольно уплатить неустойку  в месячный срок со дня составления акта освидетельствования.

Поскольку требование с предложением о добровольной уплате неустойки Обществом оставлено без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 2, частью 1 статьи 3 ЛК РФ лесные отношения регулируются лесным законодательством, состоящим из ЛК РФ и иных нормативных правовых актов, в том числе издаваемых Правительством Российской Федерации  актов, регулирующих лесные отношения в пределах полномочий, определенных ЛК РФ, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

Согласно статье 83 ЛК РФ лесопользователи обязаны осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, соблюдать условия лесорубочного билета и в силу статьи 111 ЛК РФ возмещать вред, причиненный лесному фонду, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 Правил отпуска древесины на корню предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают порядок отвода лесосек, передачи их лесопользователям, заготовки древесины, живицы, а также размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований на всей территории лесного фонда Российской Федерации при проведении рубок главного пользования, подсочки древостоев, рубок промежуточного пользования, прочих рубок, рубок леса при переводе в установленном порядке лесных земель в нелесные в целях как связанных, так и не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, при строительстве объектов и производстве на участках лесного фонда работ, не связанных с ведением лесного хозяйства.

В соответствии с пунктами 62, 63, 66 Правил отпуска древесины на корню лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований указанных Правил и производят освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев после окончания срока действия лесорубочного билета; в случаях выявления нарушений требований настоящих Правил лесопользователям даются предписания по устранению этих нарушений и предъявляются требования об уплате неустойки для добровольной уплаты в месячный срок. Если в указанный срок лесопользователем добровольная уплата неустоек не произведена, лесхоз обязан в недельный срок оформить и направить соответствующие материалы в суд для взыскания неустоек в принудительном порядке.

Пунктом 64 Правил отпуска древесины на корню установлено, что при окончании действия лесорубочного билета в бесснежный период лесхоз обязан в 20-дневный срок произвести освидетельствование мест рубок. При окончании действия лесорубочного билета в зимний период освидетельствование мест рубок производится с наступлением бесснежного периода. О дне освидетельствования лесопользователь должен быть извещен лесхозом письменно. Если лесопользователь уклоняется от участия в проведении освидетельствования мест рубок, то оно может быть проведено лесхозом в одностороннем порядке с извещением лесопользователя о дне его проведения.

Подпунктами л, к пункта 72 Правил отпуска древесины установлены неустойки:

- за оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеках в размере 7-кратной ставки лесных податей за объем не вывезенной в срок древесины;

- за оставление расстроенных недорубов - 4-кратная ставка лесных податей за оставленную на корню древесину.

Пунктом 66 Правил отпуска древесины на корню установлено, что за нарушения, дополнительно выявленные при контрольном освидетельствовании, лесопользователю предъявляются соответствующие неустойки.

Из материалов дела следует, что извещением от 10.09.2007 № 546, полученным представителем Общества Воробьевым Ю.А., оно уведомлено о проведении 10.10.2007 освидетельствования мест рубок по лесорубочному билету от 06.10.2006 № 188. В соответствии с заявкой от 01.10.2007 Общество обратилось с заявлением о переносе освидетельствования на 12.11.2007, которое ГУ «Пестовский лесхоз» было удовлетворено и освидетельствование проведено 12.11.2007 в присутствии представителя Общества.

Суд обоснованно не принял довод Общества о наличии 12.11.2007 снежного покрова, подтверждаемый представленной представителем Общества справкой метеорологической станции Охона от 20.11.2007 № 1, поскольку согласно указанной справке снежный покров установился 14.11.2007, в то время как освидетельствование проводилось 12.11.2007. Кроме того, при проведении освидетельствования представитель Общества присутствовал, своих замечаний по поводу проведения освидетельствования и составления акта не дал.

Таким образом, материалами дела подтвержден и ответчиком не опровергается факт нарушения последним Правил отпуска древесины на корню.

Согласно пункту 75 Правил отпуска древесины на корню неустойки, взыскиваемые за нарушения настоящих Правил, исчисляются лесхозами исходя из минимальных ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, взятых по первому разряду такс (независимо от того, к какому лесотаксовому разряду относится квартал (участок), в котором допущено нарушение), без применения норм их снижения.

Составленный по результатам освидетельствования мест рубок и подсочки древостоев акт служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований Правил отпуска древесины на корню.

Из материалов дела следует, что истец произвел освидетельствование мест рубок в соответствии с процедурой, установленной Правилами отпуска древесины на корню. Расчет начисленной ответчику суммы неустойки за нарушение лесохозяйственных требований соответствует пункту 75 указанных Правил. Ответчик не представил доказательств, опровергающих наличие перечисленных в акте освидетельствования мест рубок, нарушений лесохозяйственных требований.

Минимальные ставки платы за древесину на момент расчета истцом неустойки были установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 № 127 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню». Расчет размера неустоек произведен  истцом правомерно исходя из минимальных ставок платы за древесину, утвержденных указанным Постановлением, объема допущенных нарушений, размера неустоек, установленных Правилами отпуска древесины на корню, и в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год».

С учетом изложенного суд первой инстанции на основании требований закона правомерно удовлетворил заявленные истцом требования о взыскании неустойки.

Кроме того, при рассмотрении спора судом исследовался вопрос о наличии полномочий Комитета для предъявления настоящего иска и ему дана надлежащая правовая оценка на основе всестороннего и полного исследования доказательств, представленных в материалы дела.

Суд обоснованно не принял во внимание довод Общества, изложенный в отзыве, о нарушении Комитетом пункта 8 статьи 125 АПК РФ, предусматривающего соблюдение досудебного порядка, поскольку требование направлено ГУ «Пестовский лесхоз» в адрес Общества и получено им 30.11.2007.

Проанализировав нормы Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Положения о комитете лесного хозяйства Новгородской области, утвержденные постановлением администрации Новгородской области от 25.12.2007 года № 305 (далее - Положение о комитете), а также условия соглашения от 06.02.2008 о переводе на Комитет прав и обязанностей по договору аренды лесного фонда от 09.02.2004 № 1, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии правопреемственности Комитета в данном споре.

В связи с тем, что в соответствии с Положением о комитете, председатель Комитета является главным государственным лесным инспектором Новгородской области, который согласно пункту 9 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394, обладает правом предъявления исков в суд и арбитражный суд в пределах их компетенции, суд обоснованно не принял довод Общества об отсутствии полномочий на подписание представителем Комитета искового заявления.

Отклоняя довод Общества о неприменении Правил отпуска древесины в связи с тем, что они признаны утратившими силу с 01.04.2008  и, как следствие, нарушение статьи 54 Конституции Российской Федерации, суд  первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии со статьями 99 и 100 ЛК РФ, вступившего в силу с 01.01.2007, предусмотрено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Правила отпуска древесины на корню являются актом, определяющим размер вреда, нанесенного лесному фонду. Наличие причиненного вреда подтверждается актом освидетельствования, размер вреда исчислен в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню, действующими в момент расчета размера вреда.

Согласно статье 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2009 по делу n А13-4251/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также