Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по делу n А13-9576/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 21 мая 2014 года г. Вологда Дело № А13-9576/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2014 года. В полном объеме постановление изготовлено 21 мая 2014 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Курилово» директора Селезнева С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 января 2014 года по делу № А13-9576/2013 (судья Колтакова Н.А.), у с т а н о в и л :
Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области (до переименования - Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области; далее – департамент сельского хозяйства) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Курилово» (ОГРН; далее - общество) о взыскании 655 587 руб. неправомерно полученной субсидии. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамента финансов Вологодской области (далее – департамент финансов). Решением арбитражного суда от 27 января 2014 года заявителю отказано в удовлетворении требований. Третье лицо с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, указывая на отсутствие у общества права на получение субсидии ввиду того, что в силу положений Закона Вологодской области от 06.12.2005 № 1384-ОЗ «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Вологодской области» (далее – Закон № 1384-ОЗ), определяющих понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя, ответчик в момент получения субсидии не обладал таким статусом. Общество в отзыве и его представитель в заседании суда апелляционной инстанции отклонили доводы, приведенные в жалобе, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта. Департамент сельского хозяйства в отзыве на жалобу департамента финансов выражает свое согласие с позицией, изложенной в апелляционной жалобе третьего лица. Заявитель и третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Обжалуемое решение суда проверено судом апелляционной инстанции в порядке статей 266-269 названного Кодекса исходя из доводов, заявленных сторонами. Заслушав объяснения представителя ответчика, изучив доводы, приведенные в жалобе, и материалы дела, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене (изменению) не подлежит по следующим основаниям. Как установлено судом первой инстанции и видно из материалов дела, департаментом сельского хозяйства и обществом заключен договор от 21.03.2011 № 122 о выделении из областного бюджета субсидий на возвращение части затрат на приобретение минерального удобрения в сумме в размере 451 780 руб. (далее – договор № 122) и договор от 12.04.2011 № 352 о выделении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов для своевременного проведения полевых работ (с учетом дополнительного соглашения) в размере 203 807 руб. (далее – договор № 352). Факты получения данных субсидий и расходования их обществом на указанные цели являются установленными и не оспариваются лицами, участвующими в деле. Договор № 122 заключен указанными сторонами на основании Положения о порядке выделения из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений, утвержденного постановлением правительства Вологодской области от 04.10.2010 № 1130 «О долгосрочной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области на 2011 - 2013 годы» (приложение 2 к названной программе; далее - Положение № 1130). Договор № 352 заключен в соответствии с Положением о порядке выделения из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов, утвержденным постановлением правительства Вологодской области от 19.04.2010 № 445 (далее – Положение № 445). Сославшись на то, что Положением № 1130 и Положением № 445 предусмотрено предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, в соответствии со статьей 1 Закона № 1384-ОЗ которыми являются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год не менее 50%, а также на то, что доля выручки ответчика от произведенной сельскохозяйственной продукции на момент заключения упомянутых выше договоров составила 41% (что было выявлено в ходе проверки, проведенной третьим лицом), департамент сельского хозяйства обратился в суд с иском о взыскании с общества 655 587 руб. неправомерно полученной субсидии, обосновывая свои требования в том числе нормами статей 132, 158, 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Суд первой инстанции в удовлетворении требования истца отказал, сославшись на то, что приведенные положения БК РФ и ГК РФ не регулируют вопросы возврата субсидий, а также на то, истцом не приведены оснований для взыскания с ответчика сумм выплаченных субсидий. Суд апелляционной инстанции согласен с такими выводами суда первой инстанции. Статьей 78 БК РФ предусмотрен возврат предоставленных субсидий. В то же время по правилам данной статьи субсидия может подлежать возврату в случаях нарушения условий ее предоставления, которые установлены нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Таким образом, положения статьи 78 данного Кодекса носят отсылочный характер. В апелляционной жалобе департамент финансов ссылается на то, что в данной ситуации субсидия подлежит возврату в соответствии с пунктом 3.2 Положения № 445 и пунктом 3.3 Положения 1130. Пунктом 3.2 Положения № 445, действовавшего в период предоставлении субсидии, предусматривалось, что в случае установления фактов представления недостоверных сведений (документов) на получение субсидий, невыполнения условий предоставления субсидий и обязательств, предусмотренных договором о выделении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов, департамент направляет получателю субсидий уведомление с предложением о возврате в течение 30 календарных дней излишне полученных субсидий в областной бюджет. В случае непоступления средств в течение 30 календарных дней после направления уведомления принимает меры к их взысканию в судебном порядке. Пунктом 3.3 Положения № 1130, действовавшего в период предоставлении субсидии, предусматривалось, что в случае установления фактов представления недостоверных сведений (документов) на получение субсидий, невыполнения условий предоставления субсидий и обязательств, предусмотренных договором о выделении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений, департамент направляет получателю субсидий уведомление с предложением о возврате излишне полученной субсидии в областной бюджет в течение 30 календарных дней. В случае непоступления средств в течение 30 календарных дней департамент принимает меры к их взысканию в судебном порядке. Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии фактов представления недостоверных сведений (документов) на получение субсидий, невыполнения условий предоставления субсидий и обязательств, предусмотренных договорами № 122 и 352. На такие обстоятельства не ссылается и податель жалобы. Доводы истца и третьего лица о том, что ответчик не соответствовал требованиям, предъявляемым к сельхозпроизводителям по критерию выручки от реализации сельскохозяйственной продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год, которая должна составлять не менее 50%, а в отношении ответчика составляла 41%, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку такие обстоятельства не могут служить основаниями для возврата субсидии в порядке, предусмотренном нормами БК РФ, на которые ссылались департамент сельского хозяйства и департамент финансов. Возврат субсидии в таких случаях не предусмотрен и нормами Положения № 1130 и Положения № 445, на которые указывает податель жалобы. Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или обычно предъявляемыми требованиями. В силу статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим. Заявляя требование о возврате субсидии, истец не привел каких-либо доводов и доказательств, являющихся основанием для возврата суммы полученной субсидии. При этом, как правильно указал суд первой инстанции, соответствующие сделки истцом не оспорены, недействительными не признаны. Выявленные третьим лицом в ходе проверки истца обстоятельства, на которые ссылаются департамент сельского хозяйства и департамент финансов, несоответствия общества статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя, как это предусмотрено статьей 1 Закона № 1384-ОЗ, не связаны с ненадлежащими действиями ответчика, поскольку были известны департаменту сельского хозяйства на момент заключения названных выше договоров о выделении субсидий. Данный факт истцом не опровергнут. Следовательно, основания для удовлетворения исковых требований в рассматриваемом случае отсутствуют. При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 января 2014 года по делу № А13-9576/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансов Вологодской области - без удовлетворения. Председательствующий О.А. Тарасова Судьи Т.В. Виноградова О.Б. Ралько Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по делу n А13-14627/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Сентябрь
|