Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2014 по делу n А05-15789/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 мая 2014 года

г. Вологда

Дело № А05-15789/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 19 мая 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Романовой А.В. и                   Шадриной А.Н.,

          при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Плесецкий район» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 марта 2014 года по делу           № А05-15789/2013 (судья Бабичев О.П.),

 

у с т а н о в и л:

 

          открытое акционерное общество «Северо-Онежский бокситовый рудник» (ОГРН 1022901464761; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»                          (ОГРН 1027700485757; далее – Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 29:15:100301:58 в размере рыночной стоимости этого земельного участка, равной 19 347 768 руб., с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

         Исковые требования указаны с учетом заявления истца об уточнении исковых требований, которое судом принято как соответствующее положениям статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

         К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальные образования «Плесецкий муниципальный район» и «Североонежское», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, правительство Архангельской области.

Решением суда от 13.03.2014 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Администрация муниципального образования «Плесецкий район» (далее – Администрация) с решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и разрешить вопрос по существу. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Администрация не согласна с установлением кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, поскольку это приведет к уменьшению размера арендной платы и потерям местного бюджета, так как размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Считает, что отчет об определении рыночной стоимости не подлежит рассмотрению судом, так как не соответствует федеральным стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности, допускает неоднозначное толкование и вводит пользователей в заблуждение. Рыночная стоимость земельного участка необоснованно занижена, а также установлена по состоянию на иную дату, чем кадастровая стоимость.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция пришла к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, истец владеет земельным участком с кадастровым номером 29:15:100301:58 на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Указанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 05.11.2008, после даты проведения государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Архангельской области (01.01.2008) и до вступления в силу новых результатов государственной кадастровой оценки земель. В связи с этим, кадастровая стоимость указанного земельного участка определена органом кадастрового учета на основе действующих на момент его образования результатов государственной кадастровой оценки земель в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 № 222 «Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» (далее - Приказ № 222)  и составила 17 485 416 руб.

Указанная кадастровая стоимость была действительна с 05.11.2008 по 13.03.2012.

В связи с внесением приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.11.2011 № 673 изменений в утвержденные Приказом № 222 Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка органом кадастрового учета было принято решение об учете изменений сведений о спорном объекте недвижимости. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:15:100301:58 была пересчитана и составила                  69 432 621 руб. 12 коп. Указанное значение кадастровой стоимости действует с 13.03.2012 по настоящее время.

В соответствии с кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка от 19.02.2013 (л.д. 7) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:15:100301:58 по состоянию на 01.01.2013 составляет 69 432 621 руб. 12 коп.

Впоследствии истец выступил в качестве заказчика проведения в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценки рыночной стоимости принадлежащего ему земельного участка. Оценщиками общества с ограниченной ответственностью «Земкадастр» (далее – ООО «Земкадастр») составлен отчет об оценке рыночной стоимости названного земельного участка, из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2008 составляет 19 347 768 руб.

Поскольку указанная рыночная стоимость рассматриваемого земельного участка значительно ниже кадастровой стоимости этого земельного участка, истец обратился в Арбитражный суд Архангельской области с настоящим иском.

Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.

Апелляционная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, в связи с чем является правильным вывод суда о том, что определение кадастровой стоимости возможно не только в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и исходя из рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

В обоснование заявленной позиции истцом представлен отчет от 24.10.2013 № 1522 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненный оценщиками ООО «Земкадастр» Казаковой Ф.Б. и Худошубиной А.Е. Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:15:100301:58 на 01.01.2008 составила 19 347 768 руб.

Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11, при решении вопроса о надлежащей дате, на которую Обществу следует доказать рыночную стоимость объекта недвижимости при заявлении требования о внесении ее в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, необходимо учитывать следующее.

В постановлении от 28.06.2011 № 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности). При этом Президиум исходил из того, что, хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, проведенной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости»).

Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка, на изменении которой настаивает истец, установлена по состоянию на 01.01.2013. При этом согласно отчету об оценке                             ООО «Земкадастр» рыночная стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 01.01.2008.

Таким образом, рыночная стоимость определена на иную дату, чем кадастровая, что не соответствует вышеприведенным нормам действующего законодательства и разъяснениям, изложенным в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 и от 25.06.2013 № 10761/11.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.03.2014 подлежит отмене на основании пункта 1 части 2                статьи 270 АПК РФ.

По правилам статьи 110 АПК РФ в связи с удовлетворением апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение относятся на истца.

В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная при подаче иска государственная пошлина  подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 104, 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

 

       решение Арбитражного суда Архангельской области от                                         13 марта 2014 года по делу № А05-15789/2013 отменить.

       Отказать открытому акционерному обществу «Северо-Онежский бокситовый рудник» в удовлетворении исковых требований.

       Возвратить открытому акционерному обществу «Северо-Онежский бокситовый рудник» (ОГРН 1022901464761) из федерального бюджета                  2000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 03.09.2013 № 2051.

       Взыскать с открытого акционерного общества «Северо-Онежский бокситовый рудник» (ОГРН 1022901464761) в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Председательствующий

Ю.В. Зорина

Судьи

А.В. Романова

А.Н. Шадрина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2014 по делу n А13-14712/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также