Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу n А05-12930/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 07 мая 2014 года г. Вологда Дело № А05-12930/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2014 года. В полном объёме постановление изготовлено 07 мая 2014 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 января 2014 года по делу № А05-12930/2013 (судья Максимова С.А.), у с т а н о в и л: индивидуальный предприниматель Гусейнова Марина Владимировна (ОГРН 304290128700331) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске (ОГРН 1022900521820; далее – управление, УПФ) о признании незаконными решений о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 29.08.2013 № 03900213РК0018555, № 03900213РК0018556, № 03900213РК0018557, № 03900213РК0018558, № 03900213РК0018559, № 03900213РК0018560, № 03900213РК0018561, № 03900213РК0018562, № 03900213РК0018563, № 03900213РК0018564, № 03900213РК0018565. На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление предпринимателя Гусейновой М.В. рассмотрено судом в порядке упрощенного производства. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27 января 2014 года по делу № А05-12930/2013 заявленные требования удовлетворены. Решения управления от 29.08.2013 № 03900213РК0018555, № 03900213РК0018556, № 03900213РК0018557, № 03900213РК0018558, № 03900213РК0018559, № 03900213РК0018560, № 03900213РК0018561, № 03900213РК0018562, № 03900213РК0018563, № 03900213РК0018564, № 03900213РК0018565 признаны незаконными и отменены. На управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Гусейновой Марины Владимировны. Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что регистрация предпринимателя в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам, возлагает на него, в том числе и обязанность по предоставлению в УПФ отчетности, независимо от отсутствия у него застрахованных лиц. Заявление о прекращении деятельности в качестве соответствующего страхователя в регистрирующий орган не поступало. Предприниматель Гусейнова М.В. в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ. Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Как следует из материалов дела, 09.07.2013 предприниматель представил в управление расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лица по форме РСВ-1 за 9 месяцев 2010 года, 2010 год, 1-й квартал 2011 года, полугодие 2011 года, 9 месяцев 2011 года, 2011 год, 1-й квартал 2012 года, полугодие 2012 года, 9 месяцев 2012 года, 2012 год, 1-й квартал 2013 года. В ходе камеральной проверки представленных заявителем расчетов по форме РСВ-1 УПФ в период с 09.07.2013 по 22.07.2013 управление пришло к выводу о том, что страхователем нарушен пункт 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ). По результатам проверок УПФ 24.07.2013 составлены акты камеральной проверки № 03900230018860, № 03900230018861, № 03900230018862, № 03900230018863, № 03900230018864, № 03900230018865, № 03900230018866, № 03900230018867, № 03900230018868, № 03900230018869, № 03900230018870, а также 29.08.2013 вынесены решения № 03900213РК0018555, № 03900213РК0018556, № 03900213РК0018557, № 03900213РК0018558, № 03900213РК0018559, № 03900213РК0018560, № 03900213РК0018561, № 3900213РК0018562, № 03900213РК0018563, № 03900213РК0018564, № 03900213РК0018565 о привлечении предпринимателя к ответственности за непредставление в установленный Законом № 212-ФЗ срок расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2010 года, 2010 год, 1-й квартал 2011 года, полугодие 2011 года, 9 месяцев 2011 года, 2011 год, 1-й квартал 2012 года, полугодие 2012 года, 9 месяцев 2012 года, 2012 год, 1-й квартал 2013 года в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета в виде финансовых санкций в общем размере 11 000 рублей. Решением от 22.10.2013 № 81 Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области оставило жалобу Предпринимателя на вышеуказанные решения УПФ без удовлетворения. Не согласившись с решениями управления от 29.08.2013 № 03900213РК0018555, № 03900213РК0018556, № 03900213РК0018557, № 03900213РК0018558, № 03900213РК0018559, № 03900213РК0018560, № 03900213РК0018561, № 3900213РК0018562, № 03900213РК0018563, № 03900213РК0018564, № 03900213РК0018565 предприниматель Гусейнова М.В. оспорила их в судебном порядке. Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ). Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели (подпункт «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ). Плательщики страховых взносов должны ежеквартально представлять отчетность в территориальные органы ПФР по месту своего учета (пункт 1 части 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ). Согласно пункту 3 части 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам. На основании части 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Таким образом, обязанность по представлению расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования возложена на индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, то есть плательщиков страховых взносов на основании подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ. В связи с этим апелляционная инстанция поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по представлению указанных расчетов предпринимателями, уплачивающими страховые взносы за себя, и не являющимися работодателями, отсутствует. Управление считает, что поскольку заявление о снятии с регистрационного учета в территориальном органе Пенсионного фонда РФ страхователя, производящего выплаты физическим лицам, представлено предпринимателем в управление только 09.07.2013 и предприниматель снят с регистрационного учета в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам именно 09.07.2013, то с 01.07.2010 по 09.07.2013 у заявителя существовала обязанность представить расчеты по форме РСВ-1 за вышеуказанные отчетные периоды в установленный Законом № 212-ФЗ срок независимо от наличия у него работников, являющихся застрахованными лицами. Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в период с 01.07.2010 по 09.07.2013 предприниматель не являлся работодателем, и, соответственно, плательщиком страховых взносов на основании подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ. Из пояснений предпринимателя, представленных им расчетов по форме РСВ-1, сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, представленных Гусейновой М.В. в налоговый орган по форме КНД 1110018, в 2009 - 2012 годах она не являлась работодателем и выплат в пользу физических лиц не производила. Данные обстоятельства УПФ не оспаривается. Доказательств наличия у предпринимателя работников и обязанности по подаче соответствующих расчетов по форме РСВ-1 после 01.07.2010 управление не представило. Действительно, из материалов дела следует, что предприниматель зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда в качестве страхователя-работодателя 26.04.2000. Вместе с тем, статус плательщика страховых взносов Закон № 212-ФЗ связывает не с постановкой на учет в качестве такового, а с осуществлением выплат и иных вознаграждений физическим лицам. Как видно из обстоятельств дела, одномоментное представление расчетов за спорные периоды вызвано информацией, полученной заявителем от ответчика согласно письму от 24.06.2013 № 15-17/398. Одновременно с представлением в управление расчетов по форме РСВ-1 (09.07.2013) предприниматель обратился к ответчику с заявлением о снятии с регистрационного учета в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации страхователя, производящего выплаты физическим лицам. В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб. Нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (часть 1 статьи 40 Закона № 212-ФЗ). С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 № 12-П, при рассмотрении дел с участием административных органов необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. В силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2009 № 11-П). Соответственно, при отсутствии обязанности по представлению соответствующих расчетов отсутствуют основания и для привлечения к ответственности. Поскольку в рассматриваемом случае не установлено наличие фактических трудовых либо гражданско-правовых отношений предпринимателя Гусейновой М.В. с физическими лицами, то само по себе состояние ее на учете как работодателя не может служить основанием для вывода о наличии у нее обязанности как у индивидуального предпринимателя, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по представлению расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не обязаны представлять в территориальные органы ПФР какую-либо отчетность. Это следует из статей 14, 16 Закона № 212-ФЗ. Помимо того специальной процедуры в целях перехода от одной категории плательщиков к другой законодательством Российской Федерации не предусмотрено. При таких обстоятельствах, предприниматель необоснованно и неправомерно привлечен оспариваемыми решениями управления к ответственности по части 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ за непредставление отчетности в связи с несвоевременной подачей заявления о снятии с регистрационного учета. Доводы, приведенные УПФ в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в соответствии со статьей 71 АПК РФ дана надлежащая оценка. Оснований для отмены решения суда не усматривается. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л : решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 января 2014 года по делу № А05-12930/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске – без удовлетворения. Судья Н.В. Мурахина Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу n А13-13849/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|