Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 по делу n А13-4833/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 23 апреля 2014 года г. Вологда Дело № А13-4833/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2014 года. В полном объеме постановление изготовлено 23 апреля 2014 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым О.С., при участии от государственного учреждения – Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Ягнич О.Ф. по доверенности от 10.09.2012 № 452, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 февраля 2014 года по делу № А13-4833/20133 (судья Мамонова А.Е.), у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Северсталь-Проект» (ОГРН 1023501251993; далее – ООО «Северсталь-Проект», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению – Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023500884087; далее – Отделение ФСС, Фонд) о признании недействительным решения от 07.02.2013 № 52 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления и предложения к уплате страховых взносов в сумме 101 руб. 92 коп. и привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 20 руб. 38 коп. Решением Арбитражного суда Вологодской области от 07 февраля 2014 года заявленные требования удовлетворены частично: решение Фонда признано не соответствующим Федеральному закону от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и недействительным в части привлечения общества к ответственности, предусмотренной абзацем пятым пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в виде штрафа в размере 14 руб. 29 коп. и предложения страхователю перечислить недоимку в сумме 71 руб. 47 коп.; в удовлетворении остальной части требований отказано. Отделение ФСС с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части удовлетворения заявленных требований. Мотивируя жалобу, ссылается на то, что суд применил нормы Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ), не подлежащие применению. Считает неправильным вывод суда о том, что выплаты за дополнительные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку подпунктом 1 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ) не предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами такого вида выплат, как выплаты, носящие характер государственной поддержки. Указывает, что Трудовой кодекс Российской Федерации не является законом о конкретном виде социального страхования, следовательно не устанавливает какие-либо виды обеспечения по страхованию. Представитель Отделения ФСС в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Общество в отзыве доводы жалобы отклонило, просило оставить решение суда без изменения. Возражений относительно отказа в удовлетворении части заявленных требований обществом и его представителем не заявлено. Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя. Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения суда об отказе в удовлетворении исковых требований и при этом лица, участвующие в деле, не заявили иных возражений, в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части. Заслушав объяснения представителя Фонда, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Как усматривается в материалах дела, Фондом на основании решения от 19.11.2012 № 899 проведена документальная выездная проверка общества по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств страхователем – ООО «Северсталь-Проект» за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, по результатам которой составлены справка о проведенной документальной выездной проверке от 19.12.2012, акт от 25.12.2012 № 28125 н/с и принято решение от 07.02.2013 № 52 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Общество привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем пятым пункта 1 статьи 19 Закона № 125-ФЗ, за неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 23 руб. 76 коп. Кроме того, названным решением обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 118 руб. 79 коп. и пени в сумме 17 руб. 06 коп. В ходе проверки Отделением ФСС установлено и в акте проверки зафиксировано, что в базу для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве за 2011 год обществом не включена оплата работнику дополнительных дней отдыха, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, в размере 35 735 руб. 87 коп. Данные выплаты произведены работнику общества Юдичевой (Жеребцовой) Л.А., принятой на должность переводчика по трудовому договору от 04.01.2003 № 1193, которая является родителем ребенка-инвалида Юдичевой Александры Евгеньевны, 30.03.2008 года рождения; ребенок в 2011 году на полном государственном обеспечении не находился, что подтверждается справками от 17.10.2011 № 1286, от 16.02.2012 № 1629, от 01.12.2011, от 27.12.2011, от 22.11.2012. В соответствии с приказами генерального директора ООО «Северсталь-Проект» переводчику 1-й категории Юдичевой Л.А. в 2011 году предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом. Сумма оплаты дополнительных выходных дней за 2011 год составила 35 735 руб. 87 коп. Названная сумма перечислена Юдичевой Л.А. в составе заработной платы, что подтверждается карточкой индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2011 год, расчетными листами по заработной плате. По мнению Отделения ФСС, поскольку спорные выплаты произведены в рамках трудовых отношений, то они подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ. Удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные выплаты не предусмотрены пунктом 1 статьи 20.1 названного Закона, не связаны с трудовыми отношениями, произведены в связи с реализацией работником своих прав и обязанностей и частично возмещаются плательщикам страховых взносов за счет бюджетных средств, в связи с этим не являются объектом для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и у Фонда не имелось правовых оснований для включения указанных выплат в расчетную базу для начисления страховых взносов. Апелляционная коллегия считает правомерным вывод суда о том, что выплаты, произведенные работникам за дополнительные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов. Статьей 2 Закона № 125-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ, введенной в действие с 01.01.2011 Федеральным законом от 08.12.2010 № 348-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ). В силу статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности. Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда. Согласно статье 129 ТК РФ оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Статьей 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами. Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 № 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» средства этого Фонда направляются в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет. Таким образом, данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена в статье 129 ТК РФ, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком-инвалидом, то есть имеют компенсационный характер. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 5 этого же Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 по делу n А05-13042/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Сентябрь
|