Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 по делу n А66-7621/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е17 апреля 2014 года г. Вологда Дело № А66-7621/2013 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Писаревой О.Г., судей Виноградова О.Н. и Козловой С.В. при ведении протокола секретарём судебного заседания Пресновой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Старицкие коммунальные системы» Малтабар Елены Евгеньевны на решение Арбитражного суда Тверской области от 11.12.2013 по делу № А66-7621/2013 (судья Белов О.В.), у с т а н о в и л:
конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью «Старицкие коммунальные системы» (далее – Должник) Малтабар Елена Евгеньевна обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Тверской области от 11.12.2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тверьоблэнергосбыт» (ОГРН 1056900140604; далее – Общество) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Тверской области (далее – Инспекция) о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – Реестр) записи о прекращении деятельности Должника в связи с его ликвидацией. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена конкурсный управляющий Должника Малтабар Е.Е. Решением суда от 11.12.2013 иск удовлетворён. Суд признал незаконными действия Инспекции по внесению в Реестр записи от 08.04.2013 за государственным регистрационным номером 2136914008042 о ликвидации Должника и обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав заявителя путём внесения в Реестр записи о признании недействительной указанной записи о ликвидации, взыскав с Инспекции в пользу Общества 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. Конкурсный управляющий Должника Малтабар Е.Е. с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, просит отменить судебный акт и отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объёме. Доводы жалобы сводятся к тому, что основания для отказа в регистрации прекращения деятельности Должника у Инспекции отсутствовали, поскольку на момент совершения Инспекцией регистрационных действий (08.04.2013) определение суда от 20.03.2013 по делу № А66-13071/2011 о завершении конкурсного производства в отношении Должника приостановлено не было, а определение о принятии апелляционной жалобы на указанный судебный акт вынесено только 25.04.2013. Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласилось. Просило оставить судебный акт первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Стороны, третье лицо, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Тверской области от 17.01.2012 по делу № А66-13071/2011 Должник признан банкротом, в отношении его открыто конкурсное производство. Определением суда от 20.03.2013 конкурсное производство в отношении Должника завершено, копия этого определения 26.03.2013 направлена судом в адрес Инспекции и последней 01.04.2013 получено. Инспекция 08.04.2012 в Реестр внесла запись за государственным регистрационным номером 2136914008042 об исключении Должника из данного Реестра. Общество 01.04.2013 обратилось с апелляционной жалобой на определение суда от 20.03.2013 о завершении в отношении Должника конкурсного производства, которая определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 оставлена без движения до 24.05.2013, а определением от 25.04.2013 принята к производству. Определением апелляционного суда от 04.06.2013 производство по апелляционной жалобе Общества прекращено в связи с исключением Должника из Реестра. Общество, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства дела, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, указывая на то, что Инспекция внесла в Реестр запись о прекращении деятельности Должника до рассмотрения апелляционной жалобы на определение о завершении конкурсного производства в отношении Должника, чем нарушила права Общества как кредитора Должника на обжалование судебного акта о завершении процедуры конкурсного производства. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции счёл их обоснованными. Проверив материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с принятым судебным актом. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ). Статьей 1 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с названным Федеральным законом. В силу пункта 1 статьи 11 указанного Закона решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Согласно статье 149 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) арбитражный суд по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства направляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц. Обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения. Таким образом, данная норма Закона является гарантией соблюдения прав лиц, участвующих в деле о признании должника несостоятельным (банкротом), в том числе прав кредиторов, которые могут не соглашаться с выводами суда, утвердившего отчёт конкурсного управляющего на основании которого конкурсное производство завершено. Статьей 23 Закона № 129-ФЗ предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации, их перечень является исчерпывающим. Как следует из материалов дела, основанием для принятия Инспекцией решения о внесении 08.04.2012 записи за государственным регистрационным номером 2136914008042 об исключении Должника из Реестра послужило определение Арбитражного суда Тверской области от 20.03.2013 по делу № А66-13071/2011 о завершении конкурсного производства в отношении Должника. В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Исходя из указанной нормы в предмет доказывания по делу о признании незаконными действий регистрирующего органа по внесению в Реестр записи о ликвидации юридического лица входят нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ). Из материалов дела следует, что Общество своевременно (в срок, установленный пунктом 3 статьи 149 Закона о банкротстве) реализовало своё право на обжалование определения о завершении конкурсного производства в отношении Должника обратившись с апелляционной жалобой на определение суда от 20.03.2013, которая определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2013 оставлена без движения до 24.05.2013, а определением от 25.04.2013 принята к производству. Между тем согласно пункту 48 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд вправе рассматривать разногласия, заявления, ходатайства и жалобы в деле о банкротстве до внесения записи о ликвидации должника в Реестр. С момента внесения записи о ликвидации должника в Реестр на основании доказательств о ликвидации должника, поступивших от конкурсного управляющего либо регистрирующего органа, арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по рассмотрению всех разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб. Из пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что ликвидация юридического лица считается завершённой, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Реестр. С даты внесения указанной записи в Реестр в соответствии со статьями 49, 63 ГК РФ правоспособность должника прекращается. Таким образом, суд апелляционной инстанции определением от 04.06.2013 производство по апелляционной жалобе Общества прекратил в связи с исключением Должника из Реестра. В силу пункта 2 статьи 21 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица в случае применения процедуры в деле о банкротстве юридического лица осуществляется на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, поступившего в регистрирующий орган из арбитражного суда путём направления указанного определения заказным письмом с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. Как следует из письма арбитражного суда от 16.07.2013 по делу № А66-13071/2011, определение о завершении конкурсного производства в отношении Должника от 20.03.2013 направлено Инспекции для сведения как лицу, участвующему в деле о банкротстве Должника, а не для совершения регистрационных действий по внесению записи в Реестр о ликвидации Должника. При указанных обстоятельствах, когда определение суда о завершении конкурсного производства было обжаловано, не вступило в законную силу и срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 149 Закона о банкротстве, по истечении которого определение суда о завершении конкурсного производства может быть представлено в регистрирующий орган, не истёк, Инспекция, получив данный судебный акт, не имела полномочий для совершения регистрационных действий по ликвидации Должника. Поскольку статья 149 Закона о банкротстве служит гарантией соблюдения прав лиц, участвующих в деле о признании должника несостоятельным (банкротом), в том числе соблюдения прав кредиторов, которые могут не соглашаться с выводами суда о завершении конкурсного производства, исключение налоговым органом должника из Реестра без учёта положений пункта 3 статьи 149 Закона о банкротстве лишило заявителя (Общество), являющегося конкурсным кредитором Должника, возможности защищать свои интересы и пользоваться предоставленными правами. Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2007 № 10973/07, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.06.2003 № 279-О. Арбитражный суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о несоответствии действий регистрирующего органа положениям Закона о банкротстве и Закона № 129-ФЗ. Недействительность решения о государственной регистрации ликвидации юридического лица влечёт за собой недействительность соответствующей записи в государственном реестре. В силу статьи 65 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 по делу n А66-6854/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|