Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 по делу n А05-12033/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 апреля 2014 года

г. Вологда

Дело № А05-12033/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 16 апреля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.,

          при ведении протокола секретарем судебного заседания Савинской А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 января 2014 года по делу              № А05-12033/2013 (судья Шперлинг М.Ю.),

 

у с т а н о в и л:

 

индивидуальный предприниматель Лукьянова Елена Евгеньевна (ОГРНИП 305290134000042; далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (ОГРН 1092901006725; далее - Управление) об образовании земельного участка с кадастровым номером 29:22:050514:597 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 29:22:050514:17 с сохранением земельного участка с кадастровым номером 29:22:050514:17 в измененных границах; о признании незаконным бездействия Управления в вопросе предоставления истцу в собственность земельного участка с кадастровым номером 29:22:050514:597; о возложении на Управление обязанности в месячный срок после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу направить в адрес истца проект договора приватизации земельного участка с кадастровым номером 29:22:050514:597 с учетом того, что земельный участок с кадастровым номером 29:22:050514:597 предоставляется в собственность двум покупателям (Лукьяновой Елене Евгеньевне и Лукьянову Виктору Германовичу) по ? доле каждому.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Лукьянов Виктор Германович.

  Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17.01.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с Управления в пользу Предпринимателя взыскано 4000 руб. государственной пошлины.

  Управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, отказав в удовлетворении исковых требований. Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему. Земельный участок с кадастровым номером 29:22:050514:597 не зарегистрирован в собственность Российской Федерации и в собственности Российской Федерации не находится, в связи с чем Управление не может им распоряжаться в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В соответствии с Типовым положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374, Управлению не предоставлено полномочий по принятию решений о разделах федеральных земельных участков. В связи с этим разделы федеральных земельных участков производятся Управлением по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Поскольку Управление данным поручением не располагало, принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 29:22:050514:17 было невозможно. Сведения о спорном земельном участке носят временный характер, в связи с чем истец был не вправе ссылаться на кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 29:22:050514:597, так как данная ссылка противоречит Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Истец не представлял Управлению документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475 «Об утверждении Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок» (далее – Перечень), включая документы, предусмотренные пунктом 7 и 8 данного Перечня.

  Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Управление ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. В связи с этим дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.

  Исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

  Как видно из материалов дела, истец является собственником на праве общей долевой собственности (доля в праве - 1/2) здания «Магазин продовольственных товаров», общей площадью 100,4 кв.м, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, округ Ломоносовский,                     ул. Выучейского, дом 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 29-АК № 303519.

  Вторым сособственником здания (доля в праве 1/2) является                Лукьянов В.Г.

  Здание указанного магазина было приобретено истцом у продавца без оформления прав и границ земельного участка, расположенного под магазином и принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.

  На территории Архангельской области распоряжение земельными участками, принадлежащими на праве собственности Российской Федерации, осуществляет Управление.

  Для установления границ земельного участка с целью его последующего выкупа по заказу истца был подготовлен межевой план от 13.06.2012.

  Решением Арбитражного суда Архангельской области от 08.10.2012 по делу № А05-9103/2012 установлены границы земельного участка 29:22:050514:17:ЗУ1 согласно межевому плану от 13.06.2012, расположенного под зданием магазина площадью 100,4 кв.м по адресу: г. Архангельск,                   ул. Выучейского, д. 2, и необходимого для его эксплуатации.

  На основании межевого плана и решения от 08.10.2012 по делу                             № А05-9103/2012 земельный участок под зданием магазина истца поставлен на учет (кадастровый номер участка 29:22:050514:597).

  Предприниматель 27.06.2013 обратился к ответчику с заявлением от 26.06.2013, в котором просил принять решение и направить истцу проект договора купли-продажи земельного участка. Повторное заявление с приложением копии межевого плана и кадастрового паспорта истец представил ответчику 16.09.2013.

  Между тем до настоящего момента ответчиком не принято решения ни об удовлетворении поданного истцом заявления, ни об отказе в его удовлетворении.           Непринятие ответчиком указанного решения послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Архангельской области с настоящим иском.

   Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и удовлетворил иск.

   Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

   Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

   Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

  Согласно пункту 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

  Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370.

  Согласно положениям, закрепленным в пункте 6 статьи 36 ЗК РФ, заявление о приобретении прав на земельный участок должно быть рассмотрено исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в месячный срок с момента поступления такого заявления. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

  Судом первой инстанции установлено, что заявителем был представлен полный пакет документов, необходимых для представления с заявлением о выкупе земельного участка в собственность. Представленные документы соответствуют требованиям пункта 6 статьи 35 ЗК РФ.

  Доводы ответчика относительно непредставления истцом документов, предусмотренных пунктами 7 и 8 Перечня, необходимых для приобретения прав на земельный участок, судебной коллегией отклоняются, поскольку истец об этом уведомлен не был, решения об отказе в удовлетворении заявления Предпринимателя не принималось.

  Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции об удовлетворении требования истца о признании незаконным бездействия Управления.

  В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

  Порядок образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 11.3 ЗК РФ.

  При этом пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ определено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ, за исключением случаев, перечисленных в названном пункте.

   Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 названной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

   В соответствии с пунктом 6 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

   Апелляционной инстанцией не принимаются доводы подателя жалобы о том, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 29:22:050514:597 не зарегистрировано, поскольку право собственности Российской Федерации зарегистрировано на земельный участок с кадастровым номером 29:22:050514:17, из которого и образовывается спорный земельный участок.

   Ссылка подателя жалобы на отсутствие у него соответствующих полномочий не принимается во внимание.

   Из материалов дела видно, что образование земельного участка с кадастровым номером 29:22:050514:597 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 29:22:050514:17 необходимо Предпринимателю для реализации им исключительного права, предусмотренного статьей 36 ЗК РФ, на приобретение в собственность земельных участков под объектами недвижимости, принадлежащими ему на праве собственности.

   Апелляционная инстанция полагает, что возможность образования земельных участков путем раздела в судебном порядке по правилам пункта 6 статьи 11.2 ЗК РФ не зависит от волеизъявления собственника земельного участка, из которого образуются новые земельные участки.

   Наличие у ответчика соответствующих полномочий по решению данного вопроса в досудебном порядке подтверждается как Положением от 27.02.2009 № 49, так и Административным регламентом от 07.11.2011 № 622.

   Ссылка подателя жалобы на временный характер сведений о земельном участке не препятствует истцу обратиться в арбитражный суд с настоящим иском, притом что сведения о нем не аннулированы. В данном случае такие сведения необходимы для проверки в судебном порядке объема тех прав, за защитой которых обратился истец.

   Правовая неопределенность в отношении земельного участка с кадастровым номером 29:22:050514:17, по мнению суда апелляционной инстанции, отсутствует, поскольку участок сохраняется в измененных границах.

 Таким образом, суд правомерно указал, что отказ ответчика в разделе земельного участка и направлении истцу проекта договора приватизации является незаконным, нарушает права Предпринимателя.

 Фактически все доводы подателя жалобы были предметом подробного исследования в суде первой инстанции, им дана мотивированная оценка, правовых оснований не согласиться с которой у апелляционной инстанции не имеется.

 Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

 Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

 

 решение Арбитражного суда Архангельской области от                                            17 января 2014 года по делу № А05-12033/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Ю.В. Зорина

Судьи

А.Я. Зайцева

А.Н. Шадрина

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 по делу n А13-11061/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также