Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2014 по делу n А13-13225/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 11 марта 2014 года г. Вологда Дело № А13-13225/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года. В полном объёме постановление изготовлено 11 марта 2014 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Холминова А.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Череповецкого муниципального района на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 декабря 2013 года по делу № А13-13225/2013 (судья Шадринова Ю.А.), у с т а н о в и л:
администрация Череповецкого муниципального района (ОГРН 1023502294947; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (ОГРН 1033500044456; далее – УФАС, антимонопольный орган, управление) о признании недействительными решения и предписания от 11.10.2013 № 5-2/241-13. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество «Метизкомплект» (ОГРН 1025700766080; далее - ЗАО «Метизкомплект», общество). Решением Арбитражного суда Вологодской области от 30 декабря 2013 года по делу № А13-13225/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Администрация с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ, Закон о размещении заказов). ЗАО «Метизкомплект» в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить ее без удовлетворения. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Как следует из материалов дела, администрацией 27.09.2013 принято решение № 192 о размещении муниципального заказа на поставку насосов в комплекте с шаровыми кранами для нужд администрации способом запроса котировок, утвержден текст извещения и время подачи котировочных заявок (лист дела 16). В связи с этим 30.09.2013 на официальном сайте по размещению заказов www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении запроса котировок на поставку насосов в комплекте с шаровыми кранами, а 07.10.2013 - извещение о продлении срока подачи котировочных заявок до 10.10.2013 (листы дела 23-25). В связи с поступившей 04.10.2013 жалобой ЗАО «Метизкомплект» на действия администрации при размещении государственного заказа управлением возбуждено дело № 5-2/241-13, по результатам рассмотрения которого УФАС вынесло решение от 11.10.2013 (листы дела 54-57), которым жалоба общества признана обоснованной (пункт 1 резолютивной части решения); уполномоченный орган (администрация) признан нарушившим часть 2 статьи 19.1 и пункт 8 статьи 43 Закона № 94-ФЗ (пункт 2 решения); постановлено выдать предписание (пункт 3 решения). Во исполнение данного решения УФАС вынесло предписание от 11.10.2013 по делу № 5-2/241-13 (лист дела 12) об отмене уполномоченным органом в срок до 18.10.2013 запроса котировок (пункт 1 предписания); и сообщении в УФАС об исполнении предписания в срок до 24.10.2013 (пункт 3 предписания). Вывод о нарушении администрацией части 2 статьи 19.1 и пункта 8 статьи 43 Закона № 94-ФЗ антимонопольный орган мотивировал тем, что (при заполнении) в извещении о проведении запроса котировок на официальном сайте уполномоченный орган указал следующее: «Определение начальной максимальной цены контракта произведено на основании проведения мониторинга цен на поставку данного вида товаров в соответствии с потребностями Заказчика. Расчет произведен путем определения среднего значения предложений от трех Поставщиков. (Протокол определения начальной (максимальной) цены контракта)». При этом в составе документации протокола определения начальной (максимальной) цены контракта не имеется, иные указания на обоснование начальной (максимальной) цены контракта отсутствовали. В решении управления отмечено, что уполномоченному органу необходимо было приложить протокол либо прописать входящие номера коммерческих предложений без указания фирменного наименования поставщиков и произведенные расчеты. Во исполнение предписания УФАС от 11.10.2013 администрацией принято решение от 14.10.2013 № 192/2 об отказе от проведения запроса котировок (лист дела 61) и в этот же день на официальном сайте размещено извещение об отказе от проведения запроса котировок (листы дела 62-63), Вместе с тем, не согласившись с вынесенными 11.10.2013 по делу № 5-2/241-13 решением и предписанием управления, администрация оспорила их в судебном порядке. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, поскольку пришел к выводу о правомерности выводов антимонопольного органа. Апелляционная инстанция при рассмотрении данного дела исходит из следующего. Закон № 94-ФЗ (действующий в период размещения заказа и принятия УФАС оспариваемого решения) регулировал отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливал единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (часть 1 статьи 1 Закона № 94-ФЗ). Размещение заказов путем запроса котировок регламентировано положениями главы 4 Закона № 94-ФЗ. Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта (часть 1 статьи 42 Закона о размещении заказов). Согласно статье 45 Закона № 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок, а при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, а также в случае, предусмотренном частью 6 статьи 42 названного Федерального закона, не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока. Извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 Закона № 94-ФЗ, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы. Как указано в пункте 8 статьи 43 Закона о размещении заказов, запрос котировок должен содержать сведения о максимальной цене контракта и обоснование максимальной цены контракта в соответствии с положениями статьи 19.1 названного Закона. Согласно требованиям статьи 19.1 Закона № 94-ФЗ для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) (часть 1). Действительно, частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов определено, что в извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети Интернет или иного указания. Размещение на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок, в котором указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 названной статьи информация, признается добросовестным исполнением требований статьи 19.1 Закона № 94-ФЗ (часть 3). Таким образом, Закон № 94-ФЗ не ограничивает заказчика в способах определения начальной (максимальной) цены контракта, а устанавливает лишь необходимость указания именно обоснования начальной (максимальной) цены контракта в извещении о проведении запроса котировок для определенных целей, предоставляя возможность участникам размещения заказа проверить достоверность цены. Вместе с тем контроль в сфере размещения заказов призван в каждом конкретном случае гарантировать достижение значимых целей (часть 1 статьи 1 Закона № 94-ФЗ) посредством полного, объективного и всестороннего выяснения соответствующих обстоятельств и решения вопроса о придании незавершенной процедуре торгов законного начала и (или) дальнейшего развития и конечного результата. Именно в связи с этим контролирующий орган реализует полномочия, предусмотренные частью 9 статьи 17 Закона № 94-ФЗ, опираясь не на абстрактное право (полномочие), а на выявленные обстоятельства дела. Он всегда должен действовать, руководствуясь не субъективным усмотрением (безотносительно фактических оснований), а законно полученными и подтвержденными результатами контрольного мероприятия. При этом формальная констатация нарушения процедуры торгов не может служить конечной целью проверки; необходимо сопоставить нарушение с действительными либо возможными негативными последствиями (ввиду целей торгов) для выбора адекватной меры контрольного реагирования. Данный вывод изложен в постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.05.2013 по делу № А05-13705/2. В рассматриваемом случае в извещении о проведении запроса котировок (лист дела 17) администрацией действительно не приведены ссылки на конкретные организации, у которых запрашивалась информация о цене поставляемого товара, и на основании чего определялась начальная (максимальная) цена контракта. В связи с этим действительно имеет место формальное наличие в действиях заказчика нарушения условий, предусмотренных частью 2 статьи 19.1 Закона № 94-ФЗ. Однако управлением и судом первой инстанции не учтено, что в ходе рассмотрения управлением возражений по жалобе общества администрация представляла соответствующее обоснование, что нашло отражение и в самом решении УФАС от 11.10.2013, в котором на странице 3 отмечено, что источником обоснования начальной (максимальной) цены контракта послужили три коммерческих предложения. Поставщик № 1 предложил стоимость товара с учетом затрат в размере 111 020 руб., поставщик № 2 - 111 318 руб., поставщик № 2 -128 722 руб. Заказчик обосновал начальную (максимальную) цену контракта, рассчитав среднее ее значение и зафиксировав в протоколе определение начальной (максимальной) цены контракта. О том, что администрацией предпринимались меры по обоснованию цены контракта, свидетельствуют объяснение администрации от 10.10.2013, поданное в УФАС по жалобе общества (лист дела 14), наличие протокола определения начальной (максимальной) цены контракта от 25.09.2013 (лист дела 30), а также коммерческие предложения общества с ограниченной ответственностью «Теплосеть-1» (лист дела 31), общества с ограниченной ответственностью «Теплосеть-3» (лист дела 32), письмо закрытого акционерного общества «Центральная насосная компания» (лист дела 33), предложенная стоимость которых и нашла свое отражение в протоколе от 25.09.2013. Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что действия администрации при проведении котировок не воспрепятствовали развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности размещения заказа. Пренебрежительного отношения заказчика к исполнению своих публично-правовых обязанностей не установлено. Учитывая изложенное и исходя из положений части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, апелляционная коллегия считает, что принятые управлением 11.10.2013 по делу № 5-2/241-13 решение и предписание являются недействительными, не соответствующими требованиям Закона № 94-ФЗ. В связи с этим решение суда подлежит отмене. Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л : решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 декабря 2013 года по делу № А13-13225/2013 отменить. Признать не соответствующими Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и недействительными принятые Управлением Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области решение и предписание от 11 октября 2013 года по делу № 5-2/241-13. Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области устранить нарушение прав и законных интересов администрация Череповецкого муниципального района. Председательствующий Н.В. Мурахина Судьи Н.Н. Осокина А.А. Холминов Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2014 по делу n А05-11989/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Сентябрь
|