Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 по делу n А05-12409/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 06 марта 2014 года г. Вологда Дело № А05-12409/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2014 года. В полном объеме постановление изготовлено 06 марта 2014 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М., при участии от Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Архангельской области Зубкова Д.Г. по доверенности от 20.12.2013, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 декабря 2013 года по делу № А05-12409/2013 (судья Бекарова Е.И.),
у с т а н о в и л: Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Банка России по Архангельской области (ОГРН 1037700013020, далее - Банк) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ненецкому автономному округу (ОГРН 1048302302927, далее - Управление) о возложении на ответчика обязанности осуществить возврат 23 879 руб. излишне перечисленных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 3-4 кварталы 2010 года, 1-4 кварталы 2011 года, 1-4 кварталы 2012 года. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие «Комбинат по благоустройству и бытовому обслуживанию» (далее – Предприятие). Решением от 17 декабря 2013 года суд обязал Управление возвратить Банку излишне перечисленную плату за негативное воздействие на окружающую среду за 3,4 кварталы 2010 года; 1,2,3,4 кварталы 2011 года; 1,2,3,4 кварталы 2012 года в размере 23 879 руб. Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Возвратив денежные средства Банку по решению суда, Управление как администратор платы, действуя в государственных интересах, вынуждено будет взыскать плату с организации, на объекте которой эти отходы размещены, поскольку размещение отходов, независимо от того, кем они размещены, является платным. Обязательство по плате за размещение отходов возникает у образователя отходов, а не у специализированных организаций, осуществляющих изоляцию таких отходов и непосредственно не оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Платежи за предельно-допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Обязанности, связанные с разработкой проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, возлагаемые на Банк, не увязываются с обязанностью внесения платы за их размещение Предприятием. Передачу отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, размещению, необходимо отличать от передачи отходов с переходом права собственности, поскольку наличие договора на оказание услуг по транспортировке, размещению не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов. При передаче отходов Предприятию, образованных и накопленных Банком, перехода права собственности на отходы не предусмотрено. Предприятие до 31.07.2013 лицензии на деятельность по обращению с отходами не имело. Апеллянт считает, что обязанность по внесению платы за размещение отходов закреплена за Банком. Банк в отзыве и представитель в судебном заседании просят апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы. Как следует из материалов дела, Банком в Управление в соответствующие периоды представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3-4 кварталы 2010 года, 1-4 кварталы 2011 года, 1-4 кварталы 2012 года. По данным расчетам перечислению в бюджет в числе других платежей подлежала плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов (по строке 038, страница 02 расчетов) в общей сумме 24 005 руб. Плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов уплачена полностью платежными поручениями от 19.10.2010 № 10989, от 20.01.2011 № 642, от 19.04.2011 № 4409, от 19.07.2011 № 8465, от 18.10.2011 № 12233, от 19.01.2012 № 652, от 18.04.2012 № 4909, от 19.07.2012 № 8808, от 18.10.2012 № 12383, от 02.11.2012 № 13064, от 17.01.2013 № 471. Банком 11.04.2013 и 12.04.2013 представлены корректирующие расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за указанные периоды, согласно которым уплате в бюджет подлежала плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов (по строке 038, страница 02 расчетов) в общей сумме 126 руб. Банк 11.04.2013 и 12.04.2013 обратился в Управление с заявлениями (т.1, л. 22-24) о возврате излишне внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 24 586 руб. за 2-4 кварталы 2010 года, 2011 год, 2012 год. Управление письмом от 27.06.2013 № 1178 отказало Банку в возврате излишне внесенной платы за период с 2 квартала 2010 года по 1 квартал 2013 года, то есть, в том числе и за 3-4 кварталы 2010 года, 1-4 кварталы 2011 года, 1-4 кварталы 2012 года, рассматриваемые в настоящем деле. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Банка в суд с настоящим иском. Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными по праву и размеру. Апелляционная коллегия считает решение законным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В силу статьи 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов (п. 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 № 190). В пункте 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 № 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе № 7-ФЗ. Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Закон № 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). Статья 12 Закона № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, отходы производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду могут быть размещены только на специальных объектах, в местах, определенных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, на основании выданных ими разрешений. Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер, и осуществляется в специально оборудованных местах. Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 № 14561/08, постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.12.2013 по делу № А05-3813/2013. Иное толкование ответчиком норм Закона № 89-ФЗ не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального права. В материалах дела отсутствуют документы подтверждающие, что Банком созданы объекты размещения отходов в порядке, предусмотренном статьей 12 Закона № 89-ФЗ, а также их внесение в государственный реестр объектов размещения отходов. В рассматриваемом случае отходы, образующиеся в процессе деятельности Банка, передаются третьему лицу - Предприятию в соответствии с заключенными с ним договорами. Доводы Управления о том, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие возлагается на собственника отходов, отклоняются судом апелляционной инстанции. Законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является ли природопользователь собственником отходов. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе № 7-ФЗ. В спорных периодах у Банка (заказчик) были заключены договора от 01.01.2010 № 494/10 и от 22.02.2011 № 494/11 с Предприятием (исполнитель) на пользование городской свалкой, согласно которым исполнитель обязуется принять на городскую свалку отходы, за исключением опасных отходов, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Доказательств хранения Банком отходов в объектах размещения отходов (организованных в соответствии со статьей 12 Закона № 89-ФЗ), а также доказательств самостоятельного их захоронения Управлением не представлено. Следовательно, ответчик не доказал факт размещения Банком отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона № 89-ФЗ, а следовательно, наличие у Банка обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в спорные периоды. При указанных обстоятельствах Банк не является субъектом отношений в сфере обращения с отходами, поскольку не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов, в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона № 89-ФЗ, следовательно, не обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, а уплатив ее, имеет право на ее возврат как излишне уплаченной. Требование Банка о возложении на Управление обязанности возвратить из бюджета излишне перечисленную плату за негативное воздействие на окружающую среду за 3-4 кварталы 2010 года, 1-4 кварталы 2011 года, 1-4 кварталы 2012 года в сумме 23 879 руб. является законным и обоснованным, и правомерно удовлетворено судом первой инстанции. Апелляционная коллегия считает, что решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется. В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя. Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 декабря 2013 года по делу № А05-12409/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ненецкому автономному округу – без удовлетворения. Председательствующий А.Н. Шадрина Судьи А.Я. Зайцева
А.В. Романова Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 по делу n А13-3197/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Сентябрь
|