Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2014 по делу n А13-7087/2013. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК),Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 марта 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-7087/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 03 марта 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,

          при участии от общества с ограниченной ответственностью «Компания СтройМаркетСервис» Романова С.В. по доверенности от 09.01.2014, от  федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Вологодской области                         Кудринской И.М. по доверенности от 28.01.2013, от администрации города Вологды Чекмаревой А.Л. по доверенности от 05.06.2012,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Компания СтройМаркетСервис» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 ноября 2013 года по делу № А13-7087/2012 (судья Лукенюк О.И.),

у с т а н о в и л:

 

общество с ограниченной ответственностью «Компания СтройМаркетСервис» (ОГРН 1023500898475, далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии  по Вологодской области (ОГРН 1043500093889, далее -  Управление Росреестра), к Департаменту имущественных отношений Вологодской области (ОГРН 1033500036998, далее – Департамент) о возложении обязанности установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 30 342 кв.м с кадастровым номером 35:24:0303001:0032, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Чернышевского, д. 120а, равной его рыночной стоимости – 15 171 000 руб. с возложением обязанности на Управление Росреестра внести рыночную стоимость земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Определением суда от 26.08.2013 Управление Росреестра исключено из числа ответчиков, и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Указанным определением к участию в деле в качестве соответчика привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Вологодской области (ОГРН 1027700485757, далее - Учреждение), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Вологды (далее – Администрация).

Решением от 11 ноября 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Общество направляло своего представителя в суд для участия в судебном заседании 05.11.2013 и представления всех необходимых документов для суда, но секретарь судебного заседания сообщила, что в назначенное время судебное заседание не состоится в ближайший час, а о новом времени его проведения можно будет узнать на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. По истечении более часа Общество узнало (исходя из информации публикуемой на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), что судебное заседание состоялось (без участия истца) и в исковых требованиях отказано. Апеллянт просит суд принять дополнительный документ, который не смог представить в суде 05.11.2013, а именно копию информационного письма к отчету об оценке № 13-092.

В судебном заседании представитель апеллянта  поддержал изложенные в жалобе доводы.

Кроме того, в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), истец заявил ходатайство об отказе от иска в части возложения обязанности на Учреждение  внести рыночную стоимость земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Оценив материалы дела, заявление о частичном отказе от иска, арбитражный апелляционный суд считает, что заявленный отказ может быть принят арбитражным судом, поскольку не противоречит действующему законодательству и не нарушает интересы сторон.

В силу части 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Часть 5 статьи 49 АПК РФ предусматривает, что арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

Суд установил, что отказ от иска подписан надлежаще уполномоченным представителем истца.

Поскольку частичный отказ от иска не противоречит закону и иным нормативным правовым актам, не нарушает права и законные интересы других лиц, в соответствии со статьей 49 АПК РФ он принимается арбитражным судом апелляционной инстанции.

В силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

Таким образом, суд апелляционной инстанции принимает новый судебный акт о прекращении производства по делу в части возложения обязанности на Учреждение внести рыночную стоимость земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Представители Учреждения и Администрации в судебном заседании  просят апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Остальные участники процесса о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 30 342 кв.м, категория земель – земли поселений, с кадастровым номером 35:24:0303001:0032, расположенный по адресу: Вологодская обл., г. Вологда, ул. Чернышевского,         д. 120а.

Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.10.2004, свидетельство о государственной регистрации права серии                  35-АА № 247202.

Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года № 206 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области», вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликован в газете «Красный Север» 18 января 2013 года), утверждены новые результаты кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области. Кадастровая стоимость земельных участков, была определена  по состоянию на 02.06.2012.

В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве собственности  земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303001:0032 установлена в размере 21 113 784 руб.12 коп. Сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 11.02.2013 по состоянию на 18.01.2013 на основании приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27.12.2012 № 206.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от 19.06.2013 № 13-092, выполненному обществом с ограниченной ответственностью «Региональное агентство экспертиз», рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка определенная по состоянию на 25.12.2012, составляет 15 171 000 руб.

Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, Общество обратилось в суд настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что согласно представленному отчету от 19.06.2013 № 13-092 рыночная стоимость указанного земельного участка определена по состоянию на 25.12.2012, что противоречит действующему законодательству и судебной практике, так как новая кадастровая стоимость земельного участка была установлена на 02.06.2012, отказал в удовлетворении исковых требований.

Апелляционная инстанция считает, что обжалуемое решение подлежит отмене на основании следующего.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008                    № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 № 215.

Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222.

Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Истец данный факт не оспаривает.

Вместе с тем Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»   (далее - Закон № 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Этим же законом Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был дополнен главой III.1 «Государственная кадастровая оценка», в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В обоснование заявленной позиции Общество представило суду отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 19.06.2013 № 13-092, выполненный обществом с ограниченной ответственностью «Региональное агентство экспертиз», согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка определенная по состоянию на 25.12.2012, составляет 15 171 000 руб.

Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

С учетом названной правовой позиции,

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2014 по делу n А66-9173/2013. Постановление апелляционной инстанции (дополнительное)  »
Читайте также