Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 по делу n А66-9479/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 февраля 2014 года

г. Вологда

Дело № А66-9479/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года.

В полном объеме постановление изготовлено 19 февраля 2014 года.

 Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Тверской области «Управление противопожарной службы защиты населения и территорий Тверской области» на решение Арбитражного суда Тверской области от 31 октября 2013 года по делу № А66-9479/2013 (судья Басова О.А.),

у с т а н о в и л:

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области (ОГРН 1026900561071,  далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (ОГРН 1046900099828, далее – Управление Росреестра) о государственной регистрации перехода к Тверской области права собственности на объект недвижимого имущества - здание, расположенное по адресу: Тверская обл.,                      г. Белый, ул. Строителей, д. 2, кадастровый номер 69:03:09 02 05:01:1/1531/03:1001/В общей площадью 501,5 кв.м.

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Администрация Бельского района Тверской области и Государственное казенное учреждение Тверской области «Управление противопожарной службы защиты населения и территорий Тверской области» (ОГРН 1056900007625, далее - Учреждение).

Решением суда от 31 октября 2013 года в удовлетворении иска отказано.

Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Поскольку реорганизационные процедуры проводились работниками Главного управления МЧС России по Тверской области и все необходимые документы по передаче имущества могли быть представлены этим юридическим лицом, суд был вправе привлечь Главное управление МЧС России по Тверской области в качестве третьего лица. Отсутствие акта приема-передачи имущества не является основанием для отказа в исковых требованиях, поскольку фактически с 2003 года, во исполнение договора купли-продажи, спорный объект передан и находится в пользовании 24-й пожарной части по охране г. Белый и Вельского района, которая является обособленным подразделением Учреждения (пункт 7.1.6 раздела 7 Устава). Учредителем и собственником имущества Учреждения является Тверская область. Полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет Министерство. Кроме того, оплата по договору купли-продажи от 24.04.2003 была произведена за счет средств областного бюджета Тверской области. Следовательно, имущество, приобретенное за счет средств соответствующего бюджета, должно быть оформлено в собственность Тверской области. Отсутствие государственной регистрации права собственности нарушает права заявителя в сфере деятельности по владению, пользованию и по распоряжению приобретенным имуществом. В соответствии Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Администрацией Тверской области (Постановление Администрации Тверской области от 05.08.2003 № 277-па) принято решение: создать на базе Главного управления по делам ГО и ЧС Тверской области и УГПС МЧС России Тверской области единый орган управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности - Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Тверской области, провести все необходимые реорганизационные процедуры. В соответствии с распоряжением Администрации Тверской области от 30.12.2004 № 675-ра «О создании государственного учреждения «Управление противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области» Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Тверской области было реорганизовано в форме преобразования в государственное учреждение «Управление противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области». Государственное казенное учреждение «Управление противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области» было создано на основании распоряжения Правительства Тверской области от 01.12.2011 № 302-рп «О создании государственного казенного учреждения Тверской области «Управление противопожарной службы, защиты населения и территорий Тверской области» путем изменения типа существующего государственного учреждения» с сохранением его основных целей деятельности. Таким образом, суд не применил закон, подлежащий применению, а именно: пункт 1 статьи 58 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Стороны и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим  дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, АООТ «Бельский агротехсервис» (продавец) и Управлением государственной противопожарной службы УВД Тверской области (покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества от 24.04.2003, согласно которому продавец обязался передать, а покупатель принять и оплатить принадлежащее продавцу на праве собственности здание ЛМУ (административное здание), расположенное по адресу: Тверская обл., г. Белый, ул. Строителей, д. 2, описание объекта: согласно техническому паспорту.

Цена договора составляет 110 000 рублей.

Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.03.2013 подтверждено, что право собственности Продавца на указанное здание площадью 501,5 кв.м было зарегистрировано за открытым акционерным обществом «Бельский агротехсервис» (ранее - АООТ «Бельский агротехсервис»), которое впоследствии ликвидировано, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 25.06.2004 внесена запись.

Согласно пункту 1.11 Положения об Управлении государственной противопожарной службы УВД Тверской области его имущество являлось федеральной собственностью и находилось у него на праве оперативного управления (л.д.30-37).  

Расчеты с продавцом произведены покупателем в полном объеме, что подтверждено соответствующими платежными поручениями от 29.04.2003 и               от 18.08.2003. 

Вместе с тем факт того, что оплата по договору купли-продажи произведена за счет средств областного бюджета Тверской области, документально не подтвержден.

Министерство обратилось в суд с рассматриваемым иском, указывая на возможность применения к спорным правоотношениям по аналогии положений статьи 551 ГК РФ.

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, пришел к выводу о том, что Министерство не является надлежащим истцом по рассматриваемому иску, а также что не представлено достаточных доказательств того обстоятельства, что Учреждение является правопреемником Управления государственной противопожарной службы УВД Тверской области, покупателя по договору от 24.04.2003 и в связи с этим отказал в удовлетворении иска.

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда   являются правильными и соответствующими обстоятельствам дела.

В силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

Согласно пункту 3 статьи 551 ГК РФ, в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.

Основания приобретения права собственности установлены статьей 218 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Право продавца на распоряжение спорным имуществом (статья 209                    ГК РФ) надлежащим образом подтверждено.

В отношении покупателя судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.

Как уже указывалось ранее, покупателем по договору от 24.04.2003 являлось Управление государственной противопожарной службы УВД Тверской области.

В соответствии Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Управление государственной противопожарной службы УВД Тверской области преобразовано в Управление государственной противопожарной службы МЧС России  Тверской области (л.д.38-45).

В 2005 году Управление государственной противопожарной службы МЧС России  Тверской области ликвидировано (л.д.46).

На основании пункта 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Факт передачи спорного имущества от Управления государственной противопожарной службы МЧС России Тверской области, созданному в                      2004 году юридическому лицу - Главному управлению по делам ГО и ЧС Тверской области и УГПС МЧС России Тверской области, документально не подтвержден.

В силу положений статей 9 и 10 ГК РФ юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В случае, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

Поскольку Министерство документально не подтвердило факт того, что Учреждение является правопреемником Управления государственной противопожарной службы УВД Тверской области, правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

Иных правовых оснований, позволяющих удовлетворить исковых требования, в исковом заявлении Министерства не приведено.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

 

решение Арбитражного суда Тверской области от 31 октября 2013 года по делу № А66-9479/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Тверской области «Управление противопожарной службы защиты населения и территорий Тверской области»  –  без удовлетворения.

Председательствующий

     А.Н. Шадрина                                                                                       

       

Судьи                                                              

     Ю.В. Зорина

    

     А.В. Романова

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 по делу n А13-11006/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также