Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2014 по делу n А13-7733/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

10 февраля 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-7733/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 10 февраля 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и                   Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым О.С.     

при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 Поклонцевой О.В. по доверенности от 15.01.2014 № 02-03/000294, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Воробьева С.В. по доверенности от 28.01.2013 № 35/2013-04,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Вологодской области и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 ноября  2013 года по делу № А13-7733/20133  (судья Ковшикова О.С.),  

 

у с т а н о в и л :

 

общество с ограниченной ответственностью «СУ-2008» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным заявлением от 08.08.2013 (том 1, лист дела 12), заявлением от 17.09.2013 (том 2, листы дела 3 и 4),  пояснениями от 24.10.2013 (том 2, листы дела 8 и 9), о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Вологодской области (далее –Инспекция) от 06.03.2013 № 223 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее – Управление Росреестра) и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – Кадастровая палата).

Решением суда  требования удовлетворены.

Инспекция в апелляционной жалобе и её представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать. Указывают, что в решении Арбитражного суда Вологодской области от 28.06.2012 по делу № А13-15748/2011 не указано, что кадастровая стоимость принадлежавших Обществу земельных участков признана равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010; суд неправомерно сослался на правовую позицию,  изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года  № 16485/11, поскольку в настоящем случае изменение кадастровой стоимости произошло после начала налогового периода 2010 года;  также судом необоснованно применено письмо Минфина России от 01.11.2012 № 03-05-05-02/112, поскольку в решении суда по делу № А13-15748/2011 не отражено, что кадастровая стоимость земельных участков признана равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010.

Кадастровая палата  в апелляционной жалобе и её представитель в судебном заседании также просят решение суда отменить и в удовлетворении требований отказать. Указывают, что согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2013 года № ВАС-10761/11, рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, не может быть определена произвольно, на произвольную дату; в соответствии со статьёй 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости. 

  Общество и Управление Росреестра  о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем  дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).    

Заслушав объяснения представителей Инспекции и Кадастровой палаты, исследовав доказательства по делу,  суд апелляционной инстанции считает, что апелляционные жалобы подлежит удовлетворению, а решение суда – отмене.

      Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная  налоговая проверка на основе представленной Обществом уточнённой  налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год, по результатам которой принято решение от 06.03.2013 № 223  об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу  доначислен  земельный налог в сумме 17 294 руб.

      Основанием для доначисления налога явился вывод Инспекции об исчислении Обществом налога на основании кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующей сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости.

Обществу с 29.11.2010  на праве собственности принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами 35:28:0501003:17 и 35:28:0501003:15, в связи с чем на основании пункта 1 статьи 388 и пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) заявитель являлся плательщиком земельного налога.

Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учёт 02.04.2010.

В первоначальной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год, представленной 26.01.2011, Общество исчислило налог в сумме            24 445 руб., исходя из кадастровой стоимости земельных участков в суммах 16 953 734 руб. и 2 609 573 руб. соответственно.

Впоследствии Обществом представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2010 год, в которой указана кадастровая стоимость названных земельных участков в суммах 4 718 000 руб. и 1 005 000 руб.  в соответствии с  решением Арбитражного суда Вологодской области от 28.06.2012 по делу № А13-15748/2011. Данным решением установлена кадастровая стоимость спорных земельных участков, равная их рыночной стоимости. Сумма налога по уточнённой налоговой декларации составила     7151 руб.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, сослался на то,  что при определении в рамках дела № А13-15748/2011  кадастровой стоимости в размере, равном рыночной стоимости, суд принял за основу заключение экспертизы, проведенной на основании определения суда, по состоянию на 01.01.2007.

         Апелляционная инстанция считает данный вывод ошибочным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000       № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.

Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.

В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка.

В силу статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Из оспариваемого решения следует, что Инспекция при проведении камеральной налоговой проверки исходила из имеющейся в налоговом органе информации, представленной уполномоченным органом – Управлением Росреестра в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации,  согласно которым кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 02.04.2010 составляла 16 953 734 руб. и 2 609 573 руб.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ) установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

Вместе с тем, в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011        № 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

 С учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости. В вышеназванном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что при установлении судом рыночной стоимости земельного участка, достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, внесение в кадастр сведений о рыночной стоимости земельного участка не подменяет ранее содержащейся в нем информации о кадастровой стоимости этого участка и не делает ее недостоверной.

      Из решения суда по делу № А13-15748/2011 видно, что предметом этого спора не являлась достоверность кадастровой стоимости земельных участков.

Учитывая изложенное, установленная решением суда по делу № А13-15748/2011 рыночная стоимость спорных земельных участков будет являться основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за моментом вступления указанного судебного акта в законную силу.

      При таких обстоятельствах требования Общества удовлетворению не подлежат. Апелляционные жалобы подлежат  удовлетворению, а решение суда -  отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

      Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 ноября 2013 года по делу № А13-7733/2013 отменить.

В удовлетворении требований о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Вологодской области от 06.03.2013 № 223 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отказать.

Председательствующий

            Т.В. Виноградова

Судьи

            О.А. Тарасова

            О.Б. Ралько

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2014 по делу n А66-11021/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также