Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по делу n А44-3530/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 января 2014 года

г. Вологда

Дело № А44-3530/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 23 января 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу    Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации  на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 октября 2013 года по делу № А44-3530/2013 (судья Богаева Н.В.),   

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Окуловское ПАТП» (ОГРН 1035301401497;  далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к  Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области  (далее – Департамент финансов области) о взыскании убытков, возникших от перевозки льготной категории граждан регионального регистра, в размере 831 053 руб. 76 коп., к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1025300788094; далее – Минфин РФ) о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков, возникших от перевозки льготной категории граждан федерального регистра, в размере  2  140 531 руб. 84 коп. 

Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации    (далее – АПК РФ)  изменил исковые требования, просил взыскать с  Минфин РФ за счет казны Российской Федерации убытки за 2012 год, связанные с перевозкой льготных категорий граждан федерального регистра, в размере  2 123 606 руб. 64 коп.   В части требований к Департаменту финансов области о взыскании убытков за перевозку льготных категорий граждан регионального регистра, истец отказался от иска.

Изменение иска и частичный отказ от иска суд принял.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в иске указан Департамент транспорта и связи  Новгородской области (далее – Департамент транспорта области).

Решением от 29.10.2013 суд взыскал с Минфин РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Общества убытки, возникшие в связи с перевозкой льготной категории граждан федерального регистра, за 2012 год в размере 2 123 606 руб. 64 коп. Производство по делу в части требований о взыскании убытков с Департамента финансов  области прекратить. Суд также взыскал с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Общества 33 618 руб. 03 коп. в возмещение судебных расходов. Суд возвратил  Обществу из федерального бюджета 4 239 руб. 90 коп. государственную пошлину.

Минфин РФ с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просило решение отменить.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. С 2005 года на федеральном уровне в рамках обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан имеются лишь нормы, регламентирующие порядок перечисления денежных средств между публично-правовыми образованиями. Указанные нормы не регулируют отношения с транспортными организациями, а также отношения по предоставлению гражданам льготного проезда. Данные нормы  регулируют лишь отношения в рамках межбюджетных правоотношений, в которых истец, являясь коммерческой организацией, не участвует. На территории Новгородской области право льготного проезда для отдельных категорий граждан предусмотрено постановлением администрации Новгородской области от 29.12.2005 № 519 «О порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами» (далее - Постановление № 519). В целях компенсации затрат, связанных с предоставлением льготного проезда льготным категориям граждан, принято постановление администрации Новгородской области от 16.03.2009 № 65 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования и индивидуальным предпринимателям на компенсацию выпадающих доходов от перевозки пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области» (далее – Постановление № 65). Поэтому правовых оснований для  удовлетворения иска за счет  казны Российской Федерации у суда не имелось.

Общество в отзыве на жалобу возразило против ее доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Департамент  транспорта области в отзыве на жалобу поддержал ее доводы, просил решение суда отменить. В отзыве  третье лицо ссылалось на недоказанность заявленных требований.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. От Общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзывов на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, Общество (перевозчик) и администрации Окуловского муниципального района и Окуловского городского поселения (заказчики) заключили договоры  от 31.12.2010 № 1,  31.10.2012 № 1 и 3, от 12.11.2009 № 1, 2 и 3 на  осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в границах Окуловского городского поселения и  между поселениями в границах Окуловского муниципального района.

По условиям договоров  заказчики поручили, а перевозчик  принял на себя обязательства по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в границах Окуловского городского поселения и  в границах Окуловского муниципального района  (в пригородном сообщении). 

Доля транспортной работы истца на линии  по городским и пригородным маршрутам г. Окуловка и Окуловского муниципального района в 2012 году составила - 100 %, что следует из справки администрации Окуловского муниципального района от 21.06.2013 № 1953/2.

В рамках указанных договоров истец в 2012 году осуществлял перевозку пассажиров в городском и пригородном сообщении, в том числе на основании льготных единых социальных проездных билетов.

По расчету истца   за 2012 год  из федерального бюджета ему не выделены денежные средства на покрытие убытков, возникших в связи с перевозкой льготных категорий граждан федерального регистра, в размере  2  123 606 руб. 64 коп.

Считая, что данные  убытки подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и по размеру и удовлетворил иск.

Арбитражный суд апелляционной инстанции  не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

Закон № 122-ФЗ предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

В связи с принятием Закона № 122-ФЗ государство возложило на субъект Российской Федерации обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан (независимо от места проживания).

Постановлением № 519 в редакции постановлений администрации Новгородской области от 16.12.2009 № 461,  19.04.2010  № 170, 17.02.2011 № 50,  17.06.2011  № 252, 24.11.2011 № 643, на территории Новгородской области установлен Порядок продажи и пользования едиными социальными проездными билетами.

Стоимость таких билетов с 01.01.2006 составила 120 руб. в месяц для ветеранов Великой Отечественной войны, для всех остальных льготных категорий граждан, с 01.01.2010 - 180 руб., с 01.03.2011 - 240 руб., с 01.01.2012 - 310 руб.

Согласно  пунктам 2 и 3 Постановления № 519 единые социальные проездные билеты действуют на всей территории области в автобусах (троллейбусах) городских и пригородных маршрутов, при отсутствии пригородных маршрутов проездные билеты действительны на маршрутах в межмуниципальном сообщении.  Право на их приобретение имеют граждане, являющиеся получателями ежемесячных и ежегодных денежных выплат в соответствии с федеральным и областным законодательством, местом жительства которых является территория Новгородской области.

В соответствии со статьями 32, 44, 63, 110, 139 Закона № 122-ФЗ меры социальной защиты и поддержки отдельных категорий граждан, установленные федеральными законами, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Применительно к настоящему спору суд первой инстанции установил, что за 2012 год из федерального бюджета Новгородской области не выделалась субсидия для обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан федерального регистра.

При этом  истец подтвердил экономически обоснованную стоимость ежемесячных проездных билетов для взрослого населения с 01.10.2011 в размере 500 руб.

Постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике области от 20.07.2011 № 46 для Общества установлен предельный тариф на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении в размере 12 руб. за одну поездку.

Предельный тариф на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в пригородном сообщении для истца установлен постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике области от 16.02.2011 № 9/4 с изменениями, внесенными постановлением от 20.07.2011 № 46/1, и составил для Общества 2 руб. за км.

Поскольку в течение 2012 года Общество осуществляло перевозку льготных категорий граждан на основании единых социальных проездных билетов, стоимость которых значительно ниже стоимости коммерческого проездного билета, суд правомерно  признал требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы подателя жалобы  об отсутствии оснований для удовлетворения иска за счет  средств федерального бюджета  не принимаются во внимание.

Как  правомерно указал суд первой инстанции,  убытки Общества  за перевозку льготной категории граждан федерального регистра подлежат возмещению  за счет средств федерального бюджета, поскольку финансирование мер социальной поддержки указанных льготных категорий граждан возложено на федеральный бюджет.  При этом на федеральном уровне не разработана методика компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготной категории граждан федерального регистра.

В соответствии с  Постановлением № 65 установлен порядок и размер компенсации выпадающих доходов, которые могут возникнуть у транспортных организаций, осуществляющих перевозку отдельных категорий граждан, меры социальной поддержки которых отнесены к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Суд установил, что исходя из расчетного количества реализованных билетов, которое использовалось для определения суммы субсидии, выплаченной Обществу из регионального бюджета, начисленная ему  субсидия касалась доли билетов, приходящейся на льготную категорию граждан регионального регистра.

Поскольку на федеральном уровне отсутствует методика расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготной категории граждан федерального регистра, то суд признал допустимым применение расчетного метода.

Суд установил, что за 2012 год реализовано 4626 единых социальных проездных билета, из них доля федеральных льготников составила 3099 единых социальных проездных билета. Количество льготных категорий граждан федерального и регионального регистра подтверждено справкой Комитета социальной защиты населения администрации Окуловского муниципального района от 11.09.2013. Общее количество реализованных билетов на территории Окуловского района подтверждено информацией общества с ограниченной

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 по делу n А13-7472/2013. Прекратить производство по апелляционной жалобе (ст.265, по аналогии со ст.150 АПК),Изменить решение (ст.269 АПК)  »
Читайте также