Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2014 по делу n А13-4234/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 января 2014 года

г. Вологда

Дело № А13-4234/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014 года.

В полном объёме постановление изготовлено 20 января 2014 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,

при участии от индивидуального предприниматеяь Кольцова Григория Васильевича представителя Фишер Н.В. по доверенности от 24.04.2013, от Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области Колесниченко Н.С. по доверенности от 09.01.2014, от Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды Красильниковой Е.В. по доверенности 31.12.2013, Юхневич Е.Н. по доверенности от 31.12.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 сентября 2013 года по делу № А13-4234/2013 (судья Колтакова Н.А.),

у с т а н о в и л:

индивидуальный предприниматель Кольцов Григорий Васильевич               (ОГРНИП 304352525100088; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Департаменту городского хозяйства администрации города Вологды, администрации города Вологды (ОГРН 1033500051683; далее – Администрация), Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области (ОГРН 1023500901654), Вологодской области в лице Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области (ОГРН 1093525019390; далее - Вологодская область в лице Департамента дорожного хозяйства) о взыскании 904 305 руб. 84 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан при проезде на транспорте.

В судебном заседании 28.06.2013 принято уточнение наименования ответчика Департамента городского хозяйства администрации города Вологды на Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды (1073525019886; далее – Администрация в лице Департамента градостроительства). 

Определением от 28.06.2013 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Вологодской области).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16.09.2013 (с учетом определения от 26.09.2013 об исправлении опечатки) с субъекта Российской Федерации Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области за счет казны субъекта Российской Федерации Вологодская областб в пользу Предпринимателя взыскано 877 698 руб. 68 коп. затрат, связанных с проездом областных категорий льготников по единым именным льготным месячным проездным билетам, и 20 465 руб. 70 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Кроме того, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Предпринимателя взыскано а 26 607 руб. 16 коп. затрат, связанных с проездом федеральных категорий льготников по единым именным льготным месячным проездным билетам, и  620 руб. 40 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

В иске к администрации города Вологды, Департаменту градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды,  Вологодской области в лице Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области отказано.

Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области с решением не согласилась и обратилась в суд с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:              

- суд первой инстанции при принятии решения не учел, что возникновение исковых требований со стороны истца обусловлено именно неправильным применением Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды Порядка определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан по ЕИЛМПБ, утвержденных постановлением Правительства облости от 30.01.2008 № 138 (далее – Порядок № 138), что привело к неправильному расходованию Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды средств субвенции, предоставленной муниципальному образованию «Город Вологда» на выполнение отдельных государственных полномочий в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области в соответствии с законом области от 22.12.2005 № 1393-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки при проезде на транспорте на территории Вологодской области»;

- неправильный расчет доли транспортной работы перевозчиков на городских и внутрирайонных маршрутах при расчете объема средств, подлежащих перечислению перевозчикам в качестве возмещения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан, установленных статьей 1 закона Вологодской области от 10.12.2007 № 1704-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области» (далее – Закон № 1704-ОЗ), по единому именному льготному месячному проездному билету, привел к перерасходу средств субвенции на покрытие затрат перевозчиков на городских маршрутах и, как следствие, недостаточности средств для покрытия затрат перевозчиков на внутрирайонных маршрутах. Вместе с тем, объем субвенции, передаваемой из областного бюджета органам местного самоуправления муниципальных образований области на выполнение отдельных государственных полномочий в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области в соответствии с законом области от 22.12.2005 года № 1393-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки при проезде на транспорте на территории Вологодской области» был рассчитан в соответствии с действующими нормативными правовыми актами области и покрывал затраты перевозчиков, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан по единому именному льготному месячному проездному билету.

Представитель Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в жалобе, заявил ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в силу решения суда по делу № А13-7480/2013.

Предприниматель и Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды в отзывах на жалобу и представители в судебном заседании возражали относительно ее удовлетворения и приостановления производства по делу.

Апелляционный суд отказал в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 143 АПК РФ.

Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации в отзыве на жалобу считает доводы, изложенные в жалобе обоснованными, рассмотрение вопроса об удовлетворении жалобы оставляет на усмотрение суда. Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.

Как видно из материалов дела, Предприниматель осуществляет перевозку пассажиров по единому проездному билету.

Предприниматель и Департамент городского хозяйства администрации города Вологды 27.03.2008 заключили договор № 352 на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте. К названному договору подписано дополнительное соглашение от 12.01.2012, в соответствии с которым срок действия договора продлен до 31.12.2012.

В соответствии с пунктом 1.1 договора Предприниматель предоставляет проезд по единым именным льготным месячным проездным билетам отдельным категориям граждан, а Департамент городского хозяйства администрации города Вологды возмещает Предпринимателю затраты, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте, в соответствии с удельным весом в объеме транспортной работы.

Невозмещение расходов истца за август и сентябрь 2012 года в связи с  предоставлением указанных льгот явилось основанием для обращения Предпринимателя в арбитражный суд.

Суд первой инстанции признал требования к субъекту Российской Федерации Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с судебным актом в обжалуемой части.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Согласно пунктам 16, 18, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.

При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), учитываются положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового осуществления данных полномочий.

Возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 № 56-О в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера, в частности в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов.

В соответствии с Законом № 1704-ОЗ лица, указанные в пунктах 1-3 статьи 1 указанного закона, имеют право на приобретение по месту жительства единого именного льготного месячного проездного билета стоимостью 300 рублей для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района).

Лицам, указанным в пунктах 4 - 31 статьи 1 Закона № 1704-ОЗ, предоставляются меры социальной поддержки в рамках обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории области в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами с учетом финансирования расходов на эти цели за счет средств федерального бюджета.

Закон вступил в силу с 01.01.2008 и продолжал свое действие до 01.10.2012, когда был приостановлен.

Согласно статье 4 Закона № 1704-ОЗ порядок предоставления мер социальной поддержки и порядок возмещения транспортным организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, определяется Правительством области.

В соответствии с Законом

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2014 по делу n А05-9840/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также