Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 по делу n А13-1243/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 17 января 2014 года г. Вологда Дело № А13-1243/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2014 года. В полном объёме постановление изготовлено 17 января 2014 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Алферьевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 сентября 2013 года по делу № А13-1243/2013 (судья Киров С.А.),
у с т а н о в и л: индивидуальный предприниматель Смирнов Игорь Олегович (ОГРНИП 306352503200034; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным предписания Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области (ОГРН 1093525007344; далее – Департамент) от 06.12.2012 № 23/12. Решением суда требования удовлетворены. Департамент в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции ссылается на то, что отсутствие охранного обязательства не является основанием для непроведения ремонтно-реставрационных работ, а также основанием для отказа в выдаче задания и разрешения на проведение указанных работ. Обязанность собственника сохранять объект культурного наследия существует в силу закона, а не в силу заключенного охранного обязательства на объект культурного наследия. Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав письменные доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как следует из материалов дела, на основании приказа от 16.11.2012 № 349 должностными лицами Департамента проведена проверка состояния объекта культурного наследия регионального значения - «Дом жилой, ХIХ в.», расположенного по адресу: город Вологда, улица Ленина, дом 4; оформлен акт осмотра объекта культурного наследия от 19.11.2012 № 128/12 с приложением фотоснимков. В ходе проверки установлено следующее: - общее состояние объекта культурного наследия: ограниченно работоспособное; произведена внешняя надстройка второго и мансардного этажей над помещениями поздней пристройки; разобраны и вывезены деревянные стропильные конструкции части кровли; со стороны бокового фасада выполнен кирпичный фронтон; - состояние внешних архитектурных и конструктивных элементов объекта культурного наследия: фасады второго этажа закрыты строительной сеткой; на наружных снята часть обшивки из профильной доски; над балконом отсутствует кровля, на кровле остальной части здания имеются участки локальных протечек; - состояние внешних архитектурных и конструктивных элементов объекта культурного наследия: на части помещений первого и второго этажей установлены пластиковые стеклопакеты в оконных проемах; боковой фасад, выходящий на дом № 2 по ул. Ленина, имеет трещину на всю высоту здания и имеется выкрашивание кладки со стороны ул. Ленина; наблюдается деформация относительно горизонтали кирпичной кладки главного по ул. Ленина на правой стороне; - состояние внутренних архитектурно-конструктивных и декоративных элементов объекта культурного наследия: во внутренних помещениях значительные протечки, намокание стен и перекрытий; наблюдается деформация стропильной системы существующей кровли; - живопись (монументальная, станковая): отсутствует; - предметы прикладного искусства: отсутствует; - сад, парк, двор, ворота и ограда: отсутствует. Административный орган, выявив нарушения законодательства в области сохранения, использования объектов культурного наследия, 06.12.2012 вынес предписание № 23/12, в соответствии с которым предпринимателю Смирнову И.О. предписано разработать проект проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, согласовать проект и получить разрешение на работы в Департаменте в срок до 01.06.2013; привести облик объекта культурного наследия в соответствие с предметом охраны, описанным в паспорте объекта культурного наследия в срок до 01.01.2014. Также во исполнение настоящего предписания заявителю необходимо в срок до 01.01.2014 представить в Департамент отчет об исполнении пунктов 1 - 2 перечня мероприятий по сохранению объекта культурного наследия. Предприниматель оспорил данное предписание в арбитражном суде. Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия, Закон № 73-ФЗ). На основании пункта 1 статьи 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. В соответствии со статьей 40, пунктами 1, 2 статьи 45 названного Закона любые работы в отношении объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания органа по охране объектов культурного наследия и в соответствии с документацией, согласованной с этим органом. Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника объекта культурного наследия либо пользователя объектом культурного наследия. В пункте 3 статьи 48 Закона № 73-ФЗ установлено, что собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного Закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. Из пункта 4 названной статьи Закона об объектах культурного наследия следует, что при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. В соответствии с пунктом 1 статьи 52 данного Закона физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр по своему усмотрению с учетом требований, установленных Законом об объектах культурного наследия и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц. Использование объекта культурного наследия с нарушением указанного Закона и законодательства субъектов Российской Федерации об охране и использовании объектов культурного наследия запрещается (пункт 2 статьи 52 Закона № 73-ФЗ). На основании пункта 3 статьи 52 Закона № 73-ФЗ следует, что объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением требований об обеспечении неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте. В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Закона об объектах культурного наследия памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры» отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями данного Закона. Решением исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 08.10.1991 № 434 в соответствии с Законом РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры» и по согласованию с Министерством культуры РСФСР под государственную охрану приняты и отнесены к категории местного значения памятники истории и архитектуры г. Вологда, поименованные в приложении № 2 к данному решению. К числу данных памятников отнесен «Дом жилой, ХIХ в.», расположенный по адресу: город Вологда, улица Ленина, дом 4. При указанных обстоятельствах с учетом положений пункта 3 статьи 64 Закона № 73-ФЗ указанное здание является объектом культурного наследия регионального значения. Свидетельствами о государственной регистрации права от 25.10.2007 серии 35-СК № 297741, от 01.11.2007 серии 35-Ск № 297648 подтверждается, что Смирнову И.О. на праве собственности принадлежит часть помещений этого здания, а именно: нежилые помещения № 1 - 4 второго этажа (Лит А, А3), площадью 114,9 кв.м, назначение - торговое, а также нежилые помещения № 1', 2' первого этажа, 1', 1-7 второго этажа (лит.А), площадью 112,4 кв. м, назначение - прочее. Предприниматель является пользователем объекта культурного наследия, следовательно, с ним должно быть заключено охранное обязательство, обязанность по оформлению которого возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия. В тоже время в отношении указанных помещений охранное обязательство со Смирновым И.О. не заключалось. При государственной регистрации права собственности на указанные помещения какие-либо ограничения (обременения) не зарегистрированы. Какие-либо виды работ по сохранению объекта культурного наследия и сроки их проведения Смирнову И.О. не определены и в силу пункта 2 статьи 45 Закона № 73-ФЗ с ним не согласованы. В соответствии с вышеприведенными положениями Закона № 73-ФЗ о памятниках обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования устанавливаются охранным обязательством. Заключение охранных обязательств направлено на достижение баланса публичных интересов по сохранению объектов культурного наследия и частных интересов по осуществлению полномочий владения и пользования данными объектами. При этом законодательство не предусматривает установления обязательств владельцев и собственников памятников по сохранению соответствующих объектов (в том числе в части установления объема и сроков проведения ремонтно-реставрационных работ) в административном порядке, в обход заключения охранных обязательств. Подпунктом «а» пункта 14 Положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1204 (далее - Положение), установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, должностные лица контрольных органов, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание собственнику объекта культурного наследия или пользователю объектом культурного наследия об устранении выявленных нарушений с указанием вида нарушения, ссылки на нормативный правовой акт, а также с указанием нарушения требований охранных обязательств собственников объектов культурного наследия или пользователей этими объектами и срока устранения выявленных нарушений. Данное положение также предполагает обязательное указание в предписании на нарушение охранного обязательства, что означает обязательное его наличие. Поскольку охранное обязательство с заявителем не было заключено, включение в предписание пункта, обязывающего Предпринимателя в установленные сроки подготовить проект ремонтно-реставрационных работ и провести такие работы, является необоснованным. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание административного органа об устранении нарушений законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Архангельской области, противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права заявителя. С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования. Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 сентября 2013 года по делу № А13-1243/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Виноградова Судьи О.Б. Ралько О.А. Тарасова
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2014 по делу n А13-15206/2012. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|