Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 по делу n А13-8473/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 декабря 2013 года

г. Вологда

Дело № А13-8473/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 27 декабря 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,

при участии от некоммерческого партнерства «Перевозчики пассажиров г. Вологда» Сурмачевой А.О. по доверенности от 19.06.2012, Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области                     Колесниченко Н.С. по доверенности от 09.01.2013, от Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды Красильниковой Е.В. по доверенности от 18.03.2013, Юхневич Е.Н. по доверенности  от 25.03.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации  и Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области  на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 октября 2013 года по делу № А13-8473/2013 (судья Алимова Е.А.),

у с т а н о в и л:

некоммерческое партнерство «Перевозчики пассажиров г. Вологда» (ОГРН 1063500026072, далее – НП «Перевозчики пассажиров г. Вологда», Партнерство) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Департаменту градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды (ОГРН 1073525019886), Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области (ОГРН 1023500901654), Вологодской области в лице Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области (ОГРН 1093525019390), Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636), в лице Управления федерального казначейства по Вологодской области (ОГРН 1033500037757) о взыскании 9 246 024 руб. 86 коп. по договору на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте от 01.08.2008 № 24.

Истец в порядке стать 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать с надлежащего ответчика 9 246 024 руб. 86 коп., в том числе сумму затрат, связанных с предоставлением проезда по единым именным льготным месячным проездным билетам в августе-сентябре 2012 года федеральным категориям льготников, установленным пунктами 4-31 статьи 1 Закона Вологодской области от 10.12.2007 № 1704-0З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области» (далее – Закон № 1704-ОЗ), в размере 1 951 657 руб. 79 коп.; сумму затрат, связанных с предоставлением проезда по единым именным льготным месячным проездным билетам в августе-сентябре 2012 года областным категориям льготников, установленным пунктами 1-3 статьи 1 Закона № 1704-03, в размере 7 294 367 руб. 07 коп.

Уточнение исковых требований принято судом.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 18.10.2013 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Партнерства взыскано                         1 951 657 руб. 79 коп. затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте, а также 14 613 руб. 15 коп. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины. С Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области за счет казны Вологодской области в пользу Партнерства взыскано 7 294 367 руб. 07 коп. затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте, а также 54 616 руб. 97 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В иске к Департаменту градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды отказано.

Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:              

- Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан, а также не предусмотрена обязанность публично-правового образования по возмещению транспортным организациям выпадающих доходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан на льготных условиях. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;

- указание в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год на наличие межбюджетных трансфертов на обеспечение равной транспортной доступности, а также в иных нормативных правовых актах федерального уровня на порядок распределения указанных межбюджетных трансфертов, не влечет возникновения расходных обязательств Российской Федерации перед транспортными организациями;

- Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды неправильно применялись положения Порядка реализации Закона области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области», утвержденного Постановлением Правительства Вологодской области от 30.01.2008 № 138. Нарушения данного Порядка при расчете доли транспортной работы всех перевозчиков области, в том числе и истца, были выявлены Контрольно-счетной палатой Вологодской области. Причиной возникновения исковых требований явилось именно неправильное применение Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды вышеуказанного Порядка определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан по Единым именным льготным месячным проездным билетам (ЕИЛМПБ), что привело к неправильному расходованию Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды средств субвенций, предоставленных муниципальному образованию города Вологда в соответствии с законом области от 22.12.2005 № 1393-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки при проезде на транспорте на территории Вологодской области»;

- неправильный расчет доли транспортной работы перевозчиков на городских и внутрирайонных маршрутах при расчете объема средств, подлежащих перечислению перевозчикам в возмещение затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан в соответствии со статьей 1 Закона Вологодской области от 10.12.2007 № 1704-03 по ЕИЛМПБ, привел к перерасходу средств субвенции на покрытие затрат перевозчиков на городских маршрутах и, соответственно, к недостаточности средств для покрытия затрат перевозчиков на внутрирайонных маршрутах. Однако объем средств субвенции, передаваемой из областного бюджета органам местного самоуправления муниципальных образований области в соответствии с Законом Вологодской области от 22.12.2005 № 1393-03 был рассчитан в соответствии с действующими нормативными правовыми актами области и покрывал затраты перевозчиков, связанные с обеспечением проезда отдельных категорий граждан по ЕИЛМПБ.

Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области также не согласилась с решением суда и обратилась в суд с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:

- в ходе проверки Департаментом финансов установлено неправильное применение органами местного самоуправления города Вологды положений Порядка определения затрат в части определения долей транспортной работы перевозчиков, участвующих в реализации Закона № 1704-03. Указанное нарушение привело к выплате из областного бюджета субвенций в завышенном размере. Арифметический расчет завышения субвенции составляет                                   56 514 400 руб. и лицами, участвующими в деле не оспаривается. Разногласия между сторонами возникли в связи с разными подходами к пониманию и применению положений, установленных Порядком определения затрат;

- Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды при составлении сводной информации о выполненной перевозчиками транспортной работе определял долю перевозчика в процентном соотношении от объема выполненной транспортной работы на городских маршрутах, а не объема транспортной работы, выполненной всеми перевозчиками на городских и внутрирайонных маршрутах. При таком механизме расчета доля транспортной работы перевозчиков городских маршрутов увеличивается, следовательно, возрастают расчетные доходы (Др) Раздел I Порядка определения затрат), что приводит к увеличению затрат при перевозках по единым проездным билетам на городских маршрутах. Следовательно, при применении Порядка определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан по единому именному льготному месячному проездному билету, Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды не в полной мере учитывал положения Порядка распределения финансовых средств при определении доли транспортной работы перевозчиков городских маршрутов;

- Вологодской областью в 2012 году перечислено из областного бюджета муниципальному образованию города Вологды для расчетов с перевозчиками 171 090 900 руб., в том числе для расчетов по компенсации затрат в                   2012 году 159 345 300 руб. С учетом фактически произведенных расчетов с перевозчиками объем неправомерно произведенных расходов по компенсации затрат за 2012 году превысил на 13 432 900 руб.;

- Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области не была извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Представитель Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе и жалобе Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации

Партнерство и Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды в отзывах на жалобы и представители в судебном заседании возражали относительно их удовлетворения.

Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей Партнерства, Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области, Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная инстанция находит жалобы не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Как видно из материалов дела, 01.08.2008 Департамент городского хозяйства администрации города Вологды (департамент) и Партнерство (перевозчик) заключили договор на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте № 24.

В соответствии с пунктом 1.1 договора перевозчик осуществляет перевозку граждан по единым именным льготным месячным проездным билета (ЕИЛМПБ) в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2.3 договора, а департамент возмещает перевозчику расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте.

В силу пункта 3.1 договора он заключен до 31.12.2008. На основании дополнительного соглашения от 12.01.2012 срок действия договора продлен до 31.12.2012.

Партнерство в период действия договора осуществляло перевозки, затраты за август и сентябрь 2012 года ему не возмещены.

В письме от 03.12.2012 Партнерство потребовало оплаты задолженности. В ответе от 11.12.2012 Департамент городского хозяйства администрации города Вологды сообщил о возможности возмещения затрат только после поступления в бюджет города Вологды средств областной субвенций в полном объеме.  

Затраты за август, сентябрь 2012 года Партнерству не возмещены, что послужило основанием для обращения с иском в суд.

Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Законом № 122-ФЗ с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.

Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Согласно пунктам 16, 18, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 по делу n А52-219/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также