Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу n А13-1005/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 ноября 2013 года

г. Вологда

Дело № А13-1005/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 29 ноября 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Пестеревой О.Ю. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым О.С.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Кредит-Сервис» Соколовой А.Ю. по доверенности от 19.11.2013, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области Чебыкина А.Ю. по доверенности от 29.01.2013,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской  области от 31 июля 2013 года по делу № А13-1005/2013 (судья Киров С.А.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Кредит-Сервис» (ОГРН 1023500896803; далее - ООО «Кредит-Сервис», общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными пунктов 3, 5 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (ОГРН 1043500085112; далее - Управление) от 18.01.2013 № 12 по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, с учетом уточнения требований, принятого судом.

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 31 июля 2013 года заявленные требования удовлетворены, с Управления в пользу заявителя взысканы расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб.

Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, в удовлетворении заявленного требования отказать. В обоснование  жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что оспариваемое предписание вынесено в соответствии с действующим законодательством в связи с невыполнением обществом установленных требований в области гражданской обороны.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит апелляционную жалобу управления оставить без удовлетворения, решение суда – без изменения. Считает решение суда законным и обоснованным.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд апелляционной инстанции считает жалобу подлежащей удовлетворению частично, а решение суда частичной отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Из материалов дела следует, что Управлением в период с 15.01.2013 по 18.01.2013 на основании распоряжения от 20.12.2012 № 12 проведена плановая выездная проверка общества по выполнению  требований в области гражданской обороны, по результатам которой составлен акт проверки от 17.01.2013.

В ходе проверки выявлены факты  нарушения обществом требований  в области гражданской обороны, а именно:

- в нарушении пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687 не согласован план ГО организации с органами местного самоуправления и не разработаны и не утверждены функциональные обязанности лица, уполномоченного на организацию работы по ГО;

- в нарушении требований пунктов 4, 5 постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379, пунктов 6, 16.4, 16.5, 16.9, 16.13 приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687 не создан объектовый запас материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов в целях ГО (работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты органов дыхания (далее - СИЗОД) - противогазами фильтрующего типа ГП-7 из расчета 105% от общей численности сотрудников, дополнительными патронами ДПГ-1(3) к противогазам из расчета 40% от количества противогазов (пункты 2, 4 приказа МЧС России от 21.12.2005 № 993), не создан план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций; не созданы запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса);

- в нарушении абзаца второго пункта 4 приказа МЧС России от 14.11.2008 не согласован с органом местного самоуправления план основных мероприятий организации на год;

- в нарушении требований постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 и постановления Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 № 303, приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687 не спланированы мероприятия по эвакуации (не разработан план размещения работников и членов их семей в загородной зоне; не получены ордеры на занятие жилых и нежилых зданий и помещений в загородной зоне; не организована подготовка личного состава эвакуационной комиссии организации; отсутствует акт обследования загородной зоны);

- в нарушении постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841, приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687 не проводится обучение (подготовка) работников организации, командиров НАСФ и личного состава к действиям в области ГО (не создана учебная материально-техническая база для подготовки работников организации в области ГО; должностные лица и работники ГО (командиры НСФ) не прошли обучение в учреждениях дополнительного образования, имеющим соответствующую лицензию).

В целях устранения выявленных нарушений Управление выдало обществу предписание от 18.01.2013 № 12, в котором указано на необходимость устранить перечисленные в акте проверки нарушения в срок до 11.01.2013.

Общество, не согласившись с пунктами 3 и 5 указанного предписания, обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.

Суд первой инстанции  удовлетворил заявленные обществом требования, признав недействительными пункты 3 и 5 оспариваемого предписания.

Суд апелляционной инстанции частично не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции в связи со следующим.

В пункте 3 оспариваемого предписания Управление предписало обществу  создать объектовый запас материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов, а именно: обеспечить  работников организации   средствами индивидуальной защиты органов дыхания - противогазами фильтрующего типа ГП-7 из расчета 105% от общей численности сотрудников, дополнительными патронами ДПГ-1(3) к противогазам из расчета 40% от количества противогазов, разработать  план выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций.

В пункте 5 предписания Управление предписало обществу   спланировать мероприятия по эвакуации, а именно: разработать план размещения работников и членов их семей в загородной зоне; получить ордеры на занятие жилых и нежилых зданий и помещений в загородной зоне; провести обследование загородной зоны с составлением акта; организовать подготовку личного состава эвакуационной комиссии организации.

На основании статьи 12 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статьи 13 Федерального закона от 12.02.1998        № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы.

Приказом МЧС России от 06.08.2004 № 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2004 № 5977) ГУ МЧС по Вологодской области включено в перечень территориальных органов Министерства (пункт 38 приложения 2 к приказу).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.

Приказом МЧС России от 26.06.2012 № 358 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий  исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны (далее - Административный регламент).

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента предметом государственного надзора является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), а также должностными лицами и гражданами требований и мероприятий в области гражданской обороны, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Мероприятия в области гражданской обороны - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 данного приказа должностные лица надзорных органов при исполнении государственной функции вправе:

осуществлять проверку выполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны субъектами надзора;

проводить проверки территорий, зданий, сооружений, помещений в целях соблюдения требований и мероприятий в области гражданской обороны;

запрашивать документы, необходимые для проверки выполнения субъектами надзора требований и мероприятий в области гражданской обороны;

выдавать руководителям, иным должностным лицам или уполномоченным представителям субъектов надзора обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений в части выполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны.

В соответствии со статьей 1 Закона № 28-ФЗ  под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Мероприятиями по гражданской обороне являются организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 9 Закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» (далее – Положение № 804) установлено, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются:

организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;

подготовка районов размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

Согласно пункту 10 Положения № 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу n А05-8124/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также