Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу n А66-5017/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е21 ноября 2013 года г. Вологда Дело № А66-5017/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 года. В полном объеме постановление изготовлено 21 ноября 2013 года. Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Докшиной А.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Уткина Анатолия Вадимовича на решение Арбитражного суда Тверской области от 13 августа 2013 года по делу № А66-5017/2013 (судья Басова О.А.),
у с т а н о в и л:
предприниматель Уткин Анатолий Вадимович обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - управление) о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в невыполнении в установленные законом порядке действий по проведению внеплановой проверки по заявлению гражданина, составлению протокола об административном правонарушении, рассмотрению дела об административном правонарушении, а также одного из следующих предусмотренных законом действий (мероприятий): возбуждение дел об административном производстве, вынесение мотивированного определения об отказе в возбуждении дел об административном производстве, направления заявления по подведомственности, в случае отсутствия надлежащих полномочий по рассмотрению такого заявления и вынесения по нему решения и о возложении обязанности на управление провести в установленном законом порядке внеплановую проверку и совершить иные мероприятия, необходимые для устранения выявленных нарушений прав заявителя при рассмотрении и разрешении направленных предпринимателем заявлений о возбуждении дел об административном правонарушении, при участии в деле в качестве третьего лица открытого акционерного общества «МОСТОТРЕСТ» (далее – общество, ОАО «МОСТОТРЕСТ»). Решением Арбитражного суда Тверской области от 13 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований предпринимателю отказано. Уткин А.В. с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Ходатайством от 07.11.2013 предприниматель просит о рассмотрении дела без своего участия. Управление и общество отзывы на апелляционную жалобу не представили. Предприниматель, управление и общество надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как следует из материалов дела, предприниматель является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 69:06:0000024:370, 69:06:0000024:358, 69:06:0000024:342, 69:06:0000024:350, 69:06:0000024:406, расположенных по адресу: Тверская область, Вышневолоцкий район, Княщинское сельское поселение. Предприниматель 12.03.2013 обратился в управление с заявлениями о возбуждении административного производства и привлечении к административной ответственности ОАО «МОСТОТРЕСТ» по факту самовольного занятия названных земельных участков (т. 1, л. 41-45). Письмом от 25.03.2013 № 11-28/14940-13 (т. 1, л. 52-53) управление сообщило, что оснований для проведения внеплановой проверки, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), не имеется, а полученная от предпринимателя информация может быть учтена при составлении плана проверочных мероприятий, проводимых управлением, на 2014 год. Не согласившись с указанным письмом, предприниматель обратился в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением. Суд первой инстанции, отказывая Уткину А.В. в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим. Как установлено частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно подпункту 1 пункта 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 (далее – Положение № 689), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности. В соответствии с пунктом 12 Положения № 689 (в редакции, действовавшей в спорный период) государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан. Внеплановые проверки проводятся: для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства; в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства. Мероприятия по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно части 3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. В рассматриваемом случае, как обоснованно указано судом первой инстанции, основания для проведения плановой проверки у управления отсутствовали, поскольку проверочные мероприятия ОАО «МОСТОТРЕСТ» в план проверок на 2013 год не включены. Согласно части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Данный перечень оснований является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Таким образом, внеплановая выездная проверка в случаях, не терпящих отлагательств, может быть проведена незамедлительно. Данное нормативное требование обусловлено необходимостью принятия органами государственного контроля неотложных мер, направленных на предотвращение вреда жизни и здоровью граждан, а также в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций. В силу части 1 статьи 14 Закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Согласно пунктам 4 и 5 статьи 14 Закона № 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются: цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами. Суд первой инстанции обоснованно указал, что основания для проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ у управления отсутствовали. В заявлениях Уткина А.В. от 12.03.2013 указано на факт самовольного занятия ОАО «МОСТОТРЕСТ» спорных земельных участков, однако не содержится данных о причинении или возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также данных о возникновении или угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В заявлениях указывается на возможность причинения убытков Уткину А.В. как собственнику земельных участков в связи с их самовольным занятием третьим лицом и ведением на них последним хозяйственной деятельности. При таких обстоятельствах, исследовав доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно указал на то, что законные основания для проведения внеплановой проверки у управления отсутствовали, при этом нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности допущено не было. Ссылки подателя жалобы на то, что Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Тверской и Псковской областям в адрес ответчика письмом от 05.04.2013 № 08-16-ИБ/2115 направлены материалы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не принимаются апелляционной инстанцией, поскольку указанные документы направлены в управление позже оформления ответчиком письма от 25.03.2013 № 11-28/14940-13, которое фактически и послужило основанием для обращения предпринимателя в суд с рассматриваемым заявлением. Вместе с тем действия ОАО «МОСТОТРЕСТ», связанные с самовольным занятием спорных земельных участков или использованием их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, направлены в первую очередь против имущественных прав законного владельца земельных участков и необязательно влекут причинение вреда окружающей среде. При этом доказательств, свидетельствующих о том, что в управление от предпринимателя или иных лиц поступали указанные сведения, в материалах дела отсутствуют. В данном случае, как обоснованно указано судом первой инстанции, спорные отношения между заявителем и ОАО «МОСТОТРЕСТ» возникли по поводу нарушения последним прав заявителя как собственника спорных земельных участков, что само по себе свидетельствует о том, что спорные отношения носят не публичный, а гражданско-правовой характер. Нарушенные права собственника могут быть защищены способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Проведение управлением проверочных мероприятий, на которых настаивает заявитель, равно как и привлечение третьего лица к административной ответственности, не приведет к восстановлению нарушенных прав заявителя. Следует также отметить, что управление не отказало заявителю в проведении проверочных мероприятий, а указало на возможность их проведения после включения в план проверок. При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных предпринимателем требований. С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы предпринимателя не имеется. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л : решение Арбитражного суда Тверской области от 13 августа 2013 года по делу № А66-5017/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Уткина Анатолия Вадимовича – без удовлетворения. Председательствующий О.Б. Ралько Судьи А.Ю. Докшина О.А. Тарасова Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу n А05-4823/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|