Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2013 по делу n А66-1274/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 октября 2013 года

г. Вологда

Дело № А66-1274/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2013 года.

В полном объёме постановление изготовлено 16 октября 2013 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Ралько О.Б. и                   Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания              Савинской А.И.,

при участии предпринимателя Чижова Анатолия Михайловича, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области  Акимова В.В. по доверенности от 30.05.2013 № 76,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области  апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области  от 02 июля 2013 года по делу                          № А66-1274/2013 (судья Перкина В.В.),

у с т а н о в и л :

 

индивидуальные предприниматели Чижов Анатолий Михайлович и Воронина Елена Викторовна обратились в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (ОГРН 1046900099828; далее – Управление Росреестра), муниципальному образованию город Торжок (далее – МО г. Торжок) о признании незаконным решения от 29.12.2012 № 25/015/2012-93 об отказе в государственной регистрации права.

 К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом города Торжка (далее - Комитет).

 Решением суда заявленные требования удовлетворены.

          Управление Росреестра в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании, ссылаясь неприменение судом закона, подлежащего применению, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела,  просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции указывают на неправомерное неприменение судом статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ, Закон о государственной регистрации), статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).  По мнению подателя жалобы, поскольку спорный земельный участок образован в результате разделения земельного участка с кадастровым номером 69:47:0130308:54 на два земельных участка, государственная регистрация прав могла быть произведена только одновременно на все вновь образованные участки, однако в регистрирующий орган подано заявление только о государственной регистрации права собственности заявителей в отношении одного из вновь образованных участков.

    Предприниматель Чижов А.М. в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании суда апелляционной инстанции просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

            Комитет, МО г. Торжок, предприниматель Воронина Е.В. о  времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее –                АПК РФ).

 Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

  Как видно из материалов дела,  заявителям на праве общей долевой собственности, принадлежит здание магазина общей площадью 801,6 кв. м, расположенное по адресу: Тверская область, город Торжок, улица Красноармейская, дом 19 а, кадастровый номер 69:47:130308:0054:4751:1000/А, о чем последним выданы свидетельства о государственной регистрации права.

Земельный участок под указанным магазином предоставлен                     Чижову А.М. и Ворониной Е.В.  на праве аренды.

Предприниматели  обратились к главе города Торжка с заявлением о предоставлении в собственность данного земельного участка.

На основании распоряжения администрации города Торжка Тверской области от 05.05.2012  предпринимателям Чижову А.М. и Ворониной Е.В.  предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: Тверская область, город Торжок, ул.Красноармейская, дом 19а, в собственность за плату.

Между Комитетом, действующим от имени муниципального образования город Торжок и индивидуальными предпринимателями Чижовым А.М. и Ворониной Е.В. 27.08.2012 заключен договор купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов, общей площадью 420 кв. м, расположенный по адресу: Тверская область, город Торжок, улица Красноармейская, дом 19а, кадастровый номер 59:47:0130308:327. В собственность Чижова A.M. передано 7878/10000 долей земельного участка, в собственность Ворониной - 2122/10000 доли.

По передаточному акту от 22.10.2012 испрашиваемый земельный участок передан Комитетом по управлению имуществом города Торжка заявителям.

Заявители 21.11.2012 обратились в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на указанный земельный участок, к заявлению приложены необходимые документы.

Государственная регистрация 07.12.2012 приостановлена по инициативе регистратора.

Сообщением от 29.12.2012 № 25/015/2012-93 регистрирующий орган уведомил об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ в связи непредставлением документов, необходимых в соответствии с Законом о государственной регистрации прав для государственной регистрации прав.

В названном сообщении указано, что из представленного в регистрирующий орган кадастрового паспорта спорного земельного участка от 23.03.2012 усматривается, что заявленный к регистрации земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 69:47:0130308:54.

В соответствии с постановлением администрации города Торжка Тверской области от 21.02.2012 № 91 «Об образовании земельных участков по ул. Красноармейская» из земельного участка с кадастровым номером 69:47:0130308:54 путем раздела образовались два земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 69:47:0130308:543У1, общей площадью 420 кв. м, расположенный по адресу: город Торжок, ул.Красноармейская, дом 19а для эксплуатации здания магазина; земельный участок с кадастровым номером 69:47:0130308:543У2, площадью 363 кв. м расположенный по адресу: город Торжок, ул. Красноармейская, примерно в 3 метрах по направлению восток от дома № 19а, земли общего пользования.

Установив данный факт, Управление Росреестра пришло к выводу о необходимости предоставления на государственную регистрацию документов на земельный участок с кадастровым номером 69:47:0130308:326 и заявления о ликвидации первоначального земельного участка с кадастровым номером 69:47:0130308:54.

Не согласившись с отказом Управления Росреестра, Предприниматели обратились в арбитражный суд.

Согласно статье 13 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201  АПК РФ ненормативные акты, решения государственных органов могут быть признаны арбитражным судом недействительными либо незаконными по заявлению заинтересованного лица, если такие акты, решения не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

В силу пункта 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним -это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Право заинтересованного лица обжаловать в арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации либо уклонение от регистрации предусмотрено статьей 131 ГК и статьей 20 Закона № 122-ФЗ. При рассмотрении требования об обжаловании отказа в государственной регистрации прав действия регистрирующего органа подлежат проверке на соответствие Закону о государственной регистрации.

На основании пункта 1 статьи 131 ГК РФ и статьи 4 Закона № 122-ФЗ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 16 вышеназванного Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки (статья 17 Закона                    № 122-ФЗ).

На основании пункта 1 статьи 18 Закона № 122-ФЗ указанные документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

  В силу статьи 13 этого же Закона при проведении государственной регистрации осуществляется правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимости, соответствие представленных документов требованиям действующего законодательства, отсутствие других оснований для отказа или приостановления регистрационных действий.

В государственной регистрации прав может быть отказано, в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац десятый пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации).

В данном случае в качестве правоустанавливающего документа для государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, ранее входивший в состав другого земельного участка, представлен договор купли-продажи от 27.08.2012. На несоответствие указанного договора по форме, содержанию и порядку заключения требованиям законодательства регистрирующий орган не ссылался. У суда также отсутствовали причины считать данный договор недействительным (ничтожным). Документы, необходимые для государственной регистрации права, возникшего на основании упомянутого договора, также были представлены.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оснований для отказа в государственной регистрации права собственности предпринимателей Чижова А.М. и Ворониной Е.В.  на земельный участок с кадастровым номером 59:47:0130308:327 у Управления Росреестра не имелось.

Ссылка подателя жалобы на пункт 4 статьи 22.2 Закона № 122-ФЗ не принимается судом апелляционной инстанции

В данном случае заявители просили зарегистрировать переход к ним права собственности на участок, образованный в результате раздела, в связи с предоставлением им этого земельного участка в собственность в установленном порядке, а не в связи с разделом земельного участка.

По смыслу статьи 22.2 Закона о государственной регистрации данной нормой регулируется порядок государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, когда основанием для государственной регистрации является факт образования нового земельного участка в результате перечисленных процедур. В рассматриваемом случае заинтересованные лица обратились за государственной регистрацией права собственности на земельный участок на основании совершения гражданско-правовой сделки о его отчуждении.

Судом первой инстанции также правомерно учтено, что  исходный земельный участок с кадастровым номером 69:47:0130308:54 относился к государственной собственности до разграничения.

В соответствии с пунктом 17 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ (в ред. от 12.12.2011) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» допускается образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки.

В результате раздела земельного участка, относящегося к государственной собственности до разграничения, образуемые участки стали также государственной собственностью до разграничения.

Пунктом 53 приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» установлено, что в отношении образованных объектов недвижимости «временный» статус кадастровых сведений изменяется на «учтенный», а в отношении преобразуемых объектов недвижимости - на «архивный» в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные объекты недвижимости. Исключением из данного правила является образование земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности до ее разграничения. В таком случае основанием для изменения статуса кадастровых сведений является поступление документов о зарегистрированных вещных правах хотя бы на один из образованных земельных участков.

Таким образом, необходимость регистрации прав на все земельные участки образуемые из земель, находящихся в государственной собственности до разграничения отсутствует.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемый отказ Управления Росреестра в государственной регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок незаконным.

Дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Тверской области  от 02 июля 2013 года по делу № А66-1274/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области -  без удовлетворения.

Председательствующий

     Т.В. Виноградова

Судьи

      О.Б. Ралько

      О.А. Тарасова

           

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2013 по делу n А66-4341/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также